"Прокуроры оставляют работников ArcelorMittal без зарплат", – примерно с такими громкими заголовками на прошлой неделе вышли материалы в национальных и региональных СМИ. Причиной тому послужил пресс-релиз, опубликованный ArcelorMittal, где они уверяют, что из-за блокирования счетов после одного из решений суда не смогут выплатить зарплаты своим сотрудникам. А это около 20 000 человек.
Действительно ли работники предприятия из-за судебных проволочек останутся без зарплат, и почему вообще у ArcelorMittal возникли проблемы – выясняла ЭкоПолитика.
ArcelorMittal уже долгое время решает вопросы рентных платежей с Государственной налоговой службой. По версии налоговиков, предприятие с 2014-го не надлежащим образом рассчитывало ренту, поэтому должно уплатить недоплаченные средства. В ArcelorMittal это отрицают. 4 ноября 2021 года Окружной административный суд стал на сторону "Арселора". А 17 ноября Генеральная прокуратура и Служба безопасности Украины возбудили новое уголовное дело по этому же поводу, но уже против одного из руководителей компании. Именно в рамках этого дела еще 30 ноября Шевченковский райсуд Киева принял решение о наложении ареста на часть средств предприятия.
"Возмутительно, что правоохранительные органы готовы парализовать работу крупнейшего горно-металлургического предприятия страны и поставить под угрозу более 20 000 человек, которые не получат свою зарплату вовремя. Эти обвинения и арест счетов не имеют оснований, и мы будем защищать законные интересы нашего бизнеса, а также наших многочисленных сотрудников, поставщиков и партнеров", — цитируют в официальном релизе слова заместителя генерального директора по административным вопросам "ArcelorMittal Кривой Рог" Артема Филипьева.
Но, как оказалось, заблокированы далеко не все счета компании и даже не большинство.
Как говорится в решении суда, опубликованном ресурсом "Свои. Новости Кривого Рога", арест распространяется на 2,245 млрд грн, находящихся только на одном банковском счете ArcelorMittal в "УкрСиббанке".
Именно такую сумму, по версии правоохранителей, и задолжало предприятие за использование недр в 2014-2019 годах. При этом по данным Офиса генерального прокурора этот счет не использовался для выплаты заработной платы, налогов и сборов в октябре-ноябре 2021 года. С него перечислялись средства предприятия за границу. То есть проблемы могут возникнуть только с выплатой дивидендов. Но ввиду того, что за 2021 год ArcelorMittal выплатил владельцам 9,6 млрд грн, это лишь небольшая доля.
Эксперт по вопросам экологии и природопользования Антон Петрухин, ссылаясь на свои источники, утверждает, что зарплаты работникам предприятия насчитали на следующий день после заявления, то есть еще на прошлой неделе. И пока такой проблемы вообще нет:
"Люди уже получили зарплату перед Рождеством. Это был только медийный шум, чтобы нажать на Офис Генерального прокурора. В компании арестована ограниченная сумма на одном из счетов в "УкрСиббанке", а зарплатные проекты есть по разным банкам. Насколько мне известно, деньги работникам были начислены и по другим банкам и по "УкрСиббанку".
В пресс-службе предприятия на запрос ЭкоПолитики подтвердили, что деньги работникам действительно выплатили и сейчас работают над разблокировкой счетов:
"С помощью материнской компании заработную плату работникам АрселорМиттал Кривой Рог выплатили 6 января, чтобы не допустить социального напряжения в городе. Компания вместе с корпорацией ArcelorMittal ищет альтернативные возможности проводить критически важные транзакции, чтобы не останавливать производство и не допустить срыва поставок клиентам за рубежом и в Украине. Компания принимает все возможные юридические и дипломатические меры, чтобы разблокировать счета и вернуться к нормальному режиму работы. Для защиты своих интересов "АрселорМиттал Кривой Рог" обратилась в суд. Об аресте счетов руководители предприятия сообщили зарубежным партнерам – правительства Люксембурга, Германии, США, – а также Офис бизнес-омбудсмена и агентство UkraineInvest в Украине", – говорится в ответе.
Почему же у ArcelorMittal возникли проблемы с вычислением ренты? Оказывается, такая же ситуация почти у всех горно-обогатительных комбинатов.
Как рассказывает Петрухин, в действующем до 2022 года законодательстве ставка рентной платы для железной руды составляла 12% (или 11%, в зависимости от мировой цены) от стоимости продукции. Украинские горно-обогатительные комбинаты добывают довольно "бедную" руду с низким процентом железа. Поэтому, чтобы получить готовый продукт, сырье должно пройти первоначальную переработку. Эта переработка включается в стоимость продукции, на которую начисляется рента.
"Приблизительно в 2014-15 году наши ГОКи начали искать возможности, как минимизировать налог на недра. – рассказывает эксперт. – Они находили институты, которые давали им выводы, что те процессы, которые используются предприятием, нельзя назвать первичной переработкой, потому что вследствие этого происходят качественные изменения продукта. Соответственно, за налогооблагаемую базу нужно брать не железорудный концентрат, а промежуточный продукт, который на самом деле не продается".
Несколько лет подряд предприятия работали по такой схеме, но сейчас ею всерьез заинтересовалась налоговая. Кроме ArcelorMittal, по данным Петрухина, налоговики также проверяют и Полтавский горно-обогатительный комбинат, принадлежащий группе Ferrexpo.
"Насколько мне известно, налоговики уже направили письма экспертным организациям с просьбой дать им разъяснения по Полтавскому ГОКу: можно ли их технологические процессы считать первичной переработкой. Скорее всего, этот же путь, что и ArcelorMittal, пройдут другие предприятия", – говорит Петрухин.
В настоящее время ArcelorMittal все обвинения против предприятия объясняет политическим давлением. Поэтому если другие ГОКи отделаются небольшими штрафами или предупреждениями – можно будет говорить о выборочном правосудии. Но если проверки других предприятий отрасли также закончатся судебными делами и взысканиями, то аргументы ArcelorMittal разобьются.