Пять причин отказаться от шопинга в Черную пятницу. Инфографика SANVT

Пять причин отказаться от шопинга в Черную пятницу. Инфографика

Елена Яценьо

Как не покупать лишнего и не навредить планете в праздник потребительства

Каждая купленная вещь отражается не только на кошельке, но и на состоянии окружающей природной среды. Так, любой товар имеет и свою "экологическую" цену, которая зависит от ряда факторов.

Почему стоит воздержаться от покупок в Черную пятницу и как оставаться экосознательным — читайте в материале ЭкоПолитики.

Что такое Черная пятница

Черная пятница — это день невероятных акций и скидок на все товары. Обычно она длится 24 часа, но в последние годы нередко растягивается на несколько дней.

Сама идея зародилась в США, а дата проведения наступает сразу после американского государственного праздника — Дня благодарения, когда начинается подготовка к Рождеству, а с ней и традиционный рождественский сезон распродаж.

"Черной" пятницу стали называть из-за того, что в американском бухучете прибыль обозначают черным цветом — именно в день распродаж магазины зарабатывают больше денег, чем им приходится тратить.

Почему стоит отказаться от шопинга в Черную пятницу

1. Из-за скидок люди покупают то, что им не нужно

С легкой руки ритейлеров и маркетологов Черная пятница стала восприниматься потребителями как погоня за "выгодными" предложениями. Как следствие, люди покупают то, что им на самом деле не нужно, потому что оно имеет привлекательную цену. Люди "заражаются" вредными мыслями, как "почти даром — кому не надо", "грех пропустить такие скидки" и другие.

Однако затем большинство людей жалеет об импульсивных покупках. Например, 64% опрошенных американцев заявили, что пожалели о своем шопинге в Черную пятницу.

2. Многие вещи покупают, чтобы ими владеть, а не пользоваться

Сегодня многие люди покупает вещи не потому, что они им действительно нужны, а потому, что просто хотят ими владеть. Обычно это постоянно новые и разрекламированные товары.

Ранее папа Римский Франциск призвал людей не поддаваться "вирусу потребительства" во время таких массовых распродаж, как Черная пятница и Киберпонедельник. Консюмеризм (потребительство) накануне Рождества понтифик назвал вирусом, который нападает на веру и оскорбляет нуждающихся.

"Когда вы живете ради вещей, вещей никогда не бывает достаточно, жадность нарастает, а другие люди становятся препятствиями в этой погоне", — говорилось в одной воскресных проповедей понтифика.

3. Черная пятница вредит планете

Шопинг приводит к увеличению потребления, а для изготовления товаров тратят энергию и материалы. С этим связаны потеря ресурсов, промышленное загрязнение, выбросы парниковых газов, расширение площадей добывающей отрасли и, наконец, изменение климата.

В частности, каждый товар имеет свою экологическую цену, которая зависит от нескольких факторов: изготовление, перевозка и конец жизненного цикла. То есть речь идет о том, из чего вещь была сделана, как далеко ее транспортировали и что с ней случается в конце ее "жизни".

По словам Пэтси Перри из Манчестерского университета, Черная пятница — прекрасная возможность, чтобы воспользоваться скидками, но это противоречит стремлению экологической безопасности и равновесия.

Модная индустрия ответственна за 2-3% глобальных выбросов парниковых газов, который способствует мировому климатическому кризису.

Около 63% нашей одежды изготовлено из синтетических волокон, таких как полиэстер, акрил и нейлон.

Если не менять одежду на новую, как только появится "выгодное предложение", а носить ее вдвое дольше, выбросы парниковых газов на ее единицу снизятся на 44%.

4. Многие вещи — одноразовый хлам

Все больше товаров является одноразового потребления, которое быстро становится мусором.

На рынке появляется куча маленьких вещей и безделушек, которые не несут никакой пользы. Они дешевые, но быстро становятся неинтересными. В контексте нескольких миллиардов людей на планете такие товары несут большую угрозу.

5. Шопинг в Черную пятницу самом деле не такой выгодный

Чуть не все маркетинговые кампании в Черную пятницу сводятся к банальному нагнетанию: "только сегодня", "уникальный шанс", "пока товар есть в наличии". Это манипуляционная ловушка, которая заставляет людей действовать нерационально.

Стоит помнить: в современном мире распродажи проводятся каждые два-три месяца, а отдельные скидки случаются чуть ли не ежедневно, поэтому никаких особых причин торопиться с покупкой нет. Вещь, которая могла вам казаться нужной сегодня вечером, уже завтра утром может быть успешно вами забыта.

Изменить привычки: не Черная пятница, а День без покупок

Экосознательные потребители и производители этого дня нередко устраивают бойкот празднику потребления. Шопинг в этот день или сводят к минимуму, или воздерживаются от него совсем.

Если все же покупаете, выбирайте устойчивые товары, изготовленные из сертифицированных или переработанных материалов.

Как подготовиться к шопингу с умом — смотрите на нашей инфографике.

Ранее ЭкоПолитика писала о том, что к концу 2021 года Европейская бизнес-ассоциация (ЕBА) планирует полностью запустить платформу-маркетплейс Second Chance Bank в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Напомним также, что Лесной попечительский совет (FSC) запустил инициативу Fashion Forever Green Pact ("Соглашение по "зеленой" моде для будущего"), которой призвал бренды, розничных продавцов и производителей одежды вести бизнес ответственно для защиты мировых лесов.

Читайте также
НБУ обяжет финучреждения оценивать влияние своих проектов на окружающую среду
НБУ обяжет финучреждения оценивать влияние своих проектов на окружающую среду

Речь идет о специальной отчетности и риск-менеджменте влияния на окружающую среду

Почти половина бизнеса инвестирует до 100 млн грн в проекты устойчивого развития – ЕВА
Почти половина бизнеса инвестирует до 100 млн грн в проекты устойчивого развития – ЕВА

96% участников опроса ориентируются на Цели устойчивого развития в своей деятельности

В Украине заработает Офис Целей устойчивого развития
В Украине заработает Офис Целей устойчивого развития

ПРООН уже начал отбор пяти тематических экспертов в Офис ЦУР