К Ukraine Recovery conference, которая 10 июля открылась в Риме, 44 организации и более 70 экспертов из Украины и других государств подготовили Дорожную карту устойчивого восстановления нашей страны.
Ознакомиться с ней можно на платформе Build Ukraine Back Better, которая и объединила специалистов и активистов для работы над этим документом.
Дорожная карта определяет перечень приоритетных реформ, политик и структурных изменений, которые должны быть реализованы в течение ближайших 2 лет для обеспечения экологически устойчивого и стабильного восстановления в 6 секторах:
- энергетика;
- здания и города;
- транспорт;
- окружающая среда и природные ресурсы;
- агросектор и ландшафты;
- экономика и индустрии.
Для каждого из них определено текущее состояние сектора, главные барьеры для устойчивого восстановления, предложения по устойчивому развитию, а также перечень общественных организаций, которые принимали участие в их разработке.
Ниже рассмотрим эти пункты для сектора "Окружающая среда и природные ресурсы".
Текущее состояние: проблемы и положительные сдвиги
Среди проблематичных вопросов, связанных с окружающей средой, авторы Дорожной карты назвали следующие:
1. Полномасштабная война россии против Украины вызвала беспрецедентные вызовы для окружающей среды и экологической безопасности. Хотя экологические и климатические вопросы имеют решающее значение для здоровья, экономики, безопасности и евроинтеграции, они часто остаются без внимания правительства.
"Экологическая политика рассматривается как дополнительная нагрузка и обязательства и не интегрируется должным образом в процессы восстановления", – говорится в Дорожной карте.
2. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины ограничено в своей эффективности из-за нехватки институциональной способности, ресурсов и иногда недостаточности политического веса, поэтому не использует имеющиеся у него рычаги влияния системно и эффективно.
3. Отсутствие последовательной стратегии сохранения экосистем угрожает необратимыми потерями природных территорий, которые должны были бы стать основой устойчивого восстановления.
4. Несмотря на требования европейского курса относительно экологических оценок (оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС – и стратегической экологической оценки – СЭО), внедренные "отступления" и "экспериментальное строительство" без надлежащего контроля создают негативные прецеденты, которые могут иметь долгосрочные негативные последствия для населения и окружающей среды.
5. Система государственного экологического контроля также требует системных изменений из-за слабости и ограниченности полномочий, нехватки действенных механизмов проверки и контроля.
6. Недостаток надежных данных о состоянии окружающей среды, фрагментированность систем мониторинга, отсутствие прозрачных механизмов привлечения финансирования для их развития и эффективного управления имеющимися средствами.
Среди положительных сдвигов, которые произошли с 2022 года, и необходимых шагов, специалисты отметили следующие:
- Принят закон о промышленном загрязнении, рамочный закон о климате и закон о восстановлении системы мониторинга выбросов парниковых газов. Также внесены изменения в нормативные акты, регулирующие вопросы мониторинга состояния окружающей среды, ведется работа по приведению подзаконных актов в соответствие с требованиями ЕС. Приняты планы управления речными бассейнами и тому подобное.
- В то же время национальное законодательство по экоциду требует изменений для эффективного привлечения виновных к ответственности.
- Для системного и "зеленого" восстановления Украины необходимо интегрировать экологическую составляющую во все уровни планирования, привлекать специалистов, внедрять обязательные "зеленые" требования, обеспечивать надлежащее финансирование и создать платформу для поддержки зеленого восстановления.
Какие меры для устойчивого восстановления рекомендовали реализовать специалисты
Все предложения сектора "Окружающая среда" разделены на 3 кластера. Вот их перечень по каждому:
Кластер 1. Мониторинг окружающей среды и экологическая информация: регулирование и доступ.
- Внести изменения в пункт 1 переходных положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной системы мониторинга окружающей среды, информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и информационного обеспечения управления в сфере окружающей среды" и указать дату вступления его в силу – с 1 января 2026 года.
- Всесторонне развивать/модернизировать систему мониторинга окружающей среды.
- Создать полноценную систему доступа к экологической информации и обеспечить качественное взаимодействие со всеми ее распорядителями.
Кластер 2. Экологические оценки.
- Гарантировать реализацию проектов восстановления с соблюдением правил ОВОС и СЭО в военное и послевоенное время.
- Усовершенствовать инструмент ОВОС, в частности через модернизацию реестра таких оценок, а также обеспечение проведения ОВОС до стадии разведки и до получения разрешительных документов на недропользование.
- Усовершенствовать инструмент СЭО через улучшение реестра, а также активизацию СЭО на этапе градостроительства и отвода земельных участков.
- Ввести новый вид экологической оценки – "Оценка воздействия на территории Изумрудной сети (Натура 2000)".
- Внедрить в Украине Таксономию ЕС через имплементацию принципа Do No Significant Harm (DNSH) в программах и проектах восстановления Украины от последствий войны.
Кластер 3. Госэкоконтроль и юридическая ответственность за ухудшение состояния окружающей среды.
- Утвердить стратегию государственного экологического контроля.
- Принять Закон №3091 "О государственном экологическом контроле" и внедрить ответственность за ухудшение состояния окружающей среды.
Недавно ЭкоПолитика рассказывала о критичных пробелах, которые стейкхолдеры обнаружили при установлении украинского НОВ2.