Украина принадлежит к государствам с недостаточным обеспечением водными ресурсами и является одной из наименее водообеспеченных стран Европы, однако многие десятилетия вода никогда не рассматривалась как основа жизнеобеспечения природных экосистем и человека.
Об особенностях водохозяйственной политики в Украине, охране и использовании водных ресурсов читайте дальше, в материале ЭкоПолитики.
В Украине водные объекты покрывают 24,2 тысячи км2, что составляет 4,0% от общей территории. Удельная обеспеченность речным стоком в Украине – около 1 тысячи м3 на человека в год, что ниже в 2,5 раза чем в Германии и Швеции, в 3,5 раза чем во Франции и в 5 раз чем в Англии.
В Украине нет больших природных водоемов и небогатые запасы подземных вод, а болота, которые были естественным регулятором водности рек, наполовину осушены.
В научной публикации "Водные ресурсы Украины" авторы отметили, что при осуществлении водохозяйственной политики в Украине на протяжении многих десятилетий вода никогда не рассматривалась как основа жизнеобеспечения природных экосистем и человека, не учитывалось и не прогнозировалось экономическое состояние водных систем и их влияние на биоразнообразие.
Традиционно она рассматривалась и использовалась только как хозяйственный ресурс для промышленного и сельскохозяйственного производства, получения электроэнергии, а также для сброса сточных вод. Такая политика привела к истощению природно-экологического потенциала водных ресурсов.
Основными потребителями воды являются промышленность – 48% общего потребления (в том числе электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность), сельское хозяйство – 40%, а 12% приходится на жилищно-коммунальное хозяйство.
Основными загрязнителями водных источников являются предприятия металлургии, угольной промышленности, энергетики, лесохимической промышленности и АПК, особенно коммунальное хозяйство, составляющее почти половину выбросов загрязняющих веществ в водные стоки страны. В Украине существует значительная диспропорция в развитии водопроводных и канализационных сетей.
Из-за интенсивного поступления вредных веществ в подземные водоносные горизонты только за последние 20 лет количество очагов их загрязнения увеличилось более чем в 4 раза.
Основными проблемами рационального использования и охраны водных ресурсов Украины:
- загрязнение водных объектов вредными выбросами и недостаточно очищенными промышленными и хозяйственно-бытовыми сточными водами;
- интенсивное устаревание основных фондов водоснабжающего и водоохранного назначения, низкая производительность очистных сооружений;
- недостаточная самовосстанавливающаяся и самоочищающаяся способность водных систем;
- несбалансированная по водному фактору система хозяйствования, характеризующаяся высокими объемами привлечения водных ресурсов в производственную сферу и высокой водоемкостью продукции.
Изменение климата и военная агрессия россии привели к тому, что водная безопасность Украины оказалась под угрозой. Так, по прогнозам ученых, с 2041 года возможно значительное сокращение местного поверхностного стока в реках в Херсонской, Одесской, Николаевской, Днепропетровской и Запорожской областях. Это может привести к тому, что в ближайшие 30 лет дефицит пресной воды будет расти, а после 2050 года Украина может даже перейти к ее импорту.
Интеграция Украины в Европейское Экономическое Сотрудничество (ЕЭС) и Всемирная торговая организация (ВТО) предусматривает формирование и реализацию сбалансированной политики перехода Украины к устойчивому развитию. Экологические требования ВТО предполагают уменьшение негативного антропогенного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и здоровье людей. Украина должна согласовать свою национальную стратегию развития с требованиями ЕЭС, ВТО и международными обязательствами по устойчивому развитию, в том числе и о водных ресурсах.
В настоящее время в Украине использование и охрана водных ресурсов регламентируется рядом законов и других правовых нормативных документов, среди которых "Водный кодекс Украины", законы "О мелиорации земель", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "Об охране окружающей природной среды" и другими законодательными актами.
Задачей водного законодательства является регулирование правовых отношений для сохранения, а также научно обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, воспроизводства водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предотвращения вредных действий вод и ликвидации их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование
К мерам экономного и рационального использования водных ресурсов относятся:
- внедрение систем обратного водоснабжения и бессточного водопользования (с циклом полной очистки отработанных вод);
- разработка и внедрение научно обоснованных норм орошения;
- замена водяного охлаждения агрегатов воздушным;
- уменьшение в структуре хозяйства Украины части водоемных производств;
- проведение комплекса мероприятий по охране поверхностных и подземных вод от загрязнения, в частности сточными водами, сохранение качества природных вод и т.д.
Государственное агентство водных ресурсов Украины (Госводагентство) является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, управления, использования и воспроизводства поверхностных водных ресурсов. Его деятельность направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Минприроды.
Напомним, депутат Киевского горсовета Константин Яловой заявил, что критическая нехватка воды – проблема, актуальная уже для 20 областей Украины.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине правительство дало старт передачи мелиоративных систем от Минприроды к сфере управления Минагрополитики.