Побудить украинцев к сортировке мусора — задача не из легких. В отличие от многих стран Европы у нас сортировка считается своеобразным "актом доброй воли", а не обязанностью. Поэтому желающих приобщиться к ответственному обращению с отходами — не так много. К счастью, среди украинцев есть и те, кто готов делать сортировку максимально простой и понятной для других, и даже умеет на ней зарабатывать.
О том, как превратить отходы в бизнес и сделать сортировку массовой мы пообщались с руководителем рециклинговой компании GreenAge Артемом Миргородским.
— Значит, Артем, бытует мнение, что мусор — это что-то не интересное, что уже не может понадобиться. Как вы к этому относитесь?
— На самом деле, мусор может быть очень интересным, на нем можно заработать. Если правильно организовать эти процессы. Конечно, было бы идеально, если бы мы сортировали все, что мы потребляем: баночки из-под кремов, томатного сока, молока, целофанки и т.д. Но в результате набралось бы несколько десятков различных фракций. То есть, в домашних условиях отсортировать все довольно сложно. Но даже если бы кто-то очень мотивированно решил этим заняться действительно все тщательно разделил, заработать на этом он вряд ли бы смог. У него бы возникла другая проблема — куда это все сдать?
Мусор нужно передать компетентной организации, которая занимается восстановлением этого сырья и созданием добавленной стоимости. Но такие компании работают с большими объемами — от нескольких сотен килограммов. Стекло, например, принимают от тоны. То, что принесет один человек — просто никто не купит.
— Но если на мусоре можно заработать, нужно только собирать в больших объемах, почему этим так мало интересуется бизнес, и та же местная власть, коммунальщики?
— Главная проблема — испорченный мусор. Самое большое зло в сфере обращения с отходами — это органика (пищевые отходы). Там худший бактериологический фон, из-за чего органика просто портит другие отходы, которые могли бы быть сырьем. Для понимания, в Киеве 99,9% мусора вывозится мусоровозами. В одном мусоровозе, которых ежедневно работает около 300, может находиться одновременно 140-160 контейнеров мусора, который сжимается гидравлическим прессом. Таким образом все, что находится внутри, перемешивается. Любая жидкость, жиры, грязь под давлением проникают в бумагу, пластик, стекло и т.д и портят это сырье. Если взять и попробовать высыпать мусоровоз с обычными отходами коммунального сектора, как вы думаете сколько процентов бумаги, пластика, стекла можно получить в целом?
— Думаю, где-то 50%.
— Нет, только 10%. И все потому, что отходы спрессовываются и перемешиваются. А если не перемешивать, сырья можно получить 50-85%. Там где 10% — бизнеса нет. Если 50% и выше — это уже покрывает расходы и дает заработать.
— Как нужно сортировать, чтобы мусор все-таки можно было централизовано переделывать?
— Главное — отделять органику и вывозить ее отдельно от другого мусора. Органика увеличивает влажность отходов, а очень влажные отходы — некачественные. С ними невозможно работать, их просто невозможно отсортировать (заедает конвейер). Даже если их подсушивать — это не работает. Но как только мы забираем органику, то остальной мусор можно досортировать и вернуть этот ресурс назад в экономику.
В идеале, конечно, раскладывать мусор по фракциям, но гражданам и бизнесу это делать сложно: нет времени, места, компетенций. Поэтому глобально, надо разделять отходы хотя бы на две фракции. Это позволит работать с обоими.
Сколько вреда приносит органика, могу проиллюстрировать примером. У нас в Украине в городе Ривне на полигоне есть мусороперерабатывающий завод по производству RDF-топлива. Туда было установлено новое немецкое оборудование, это инвестиция в несколько миллионов евро. Но он уже несколько лет не работает. Казалось бы, завод этот стоит прямо на полигоне, там, куда свозят десятки и сотни машин отходов в неделю. В 20 километрах — цементный завод. Почему же не получилось? Основной показатель, который не сработал — влажность. В Германии, в Австрии, в странах, где работает технология производства RDF-топлива, влажность в потоке городского мусора на уровне 20-25%. В Украине 45-65%. И все из-за обилия органики.
— Вернемся к вашему бизнесу. Ваша организация начала работу в феврале этого года. Тогда вы пошли в рестораны и предложили им забирать их отходы. Как это было воспринято?
— Неоднозначно. Не все соглашались. Многие даже не отвечали на мои письма и звонки. Но, в какое-то время я понял, что нужно ориентироваться на тех, кто заинтересован: уже сортирует у себя дома, или давно хотел сортировать, но никто ему не предлагал такую услугу. Именно такие компании были наиболее позитивно настроенными и с ними мы быстрее договаривались о начале проекта. Впоследствии у нас появились хорошие рекомендации и дела пошли легче. Некоторые клиенты нам говорили: "Артем, нам очень давно нужна была эта услуга, мы никак не могли в Киеве найти партнера, вот наконец появилась такая компания, как ваша, пожалуйста, давайте". Когда мы работаем с рынком, мы стараемся концентрироваться именно на тех, кто хочет, а не уговаривать тех, кто не хочет.
— А как вообще вы организуете работу с клиентами?
— Мы предложили простую модель, которая нашим клиентам очень удобна: отделите только органику. Поскольку мы работаем в основном с ресторанами, то просим: поставьте ведерко на баре, на кухне, на мойке, аккумулируйте органику отдельно, тогда мы готовы у вас забрать на сортировку всю сухую фракцию. Эта технология многим нашим заказчикам понравилась.
- И они сразу сортируют как нужно, все же случаются ошибки?
— Есть ошибки, к сожалению, получается не идеально. Но все равно, органика сортируется на 99% качественно. Наши заказчики думают об этом процессе. Так, все равно в сухую фракцию попадают какие-то акриловые перчатки, коробочки из-под них, насадки на кальяны и т.д. В ресторанах большой поток клиентов, бывает, что-то падает в мусор случайно. Для этого есть сортировочный центр, и при пересыпании мы еще сортируем. С твердыми бытовыми отходами вообще все легко. Сырье выворачивается в цехе и максимально быстро пересортировывается, пока вручную. К сожалению, робототехники в этой области почти нет.
— Тем не менее, такая форма работы с отходами несколько сложнее, и как я понимаю, дороже для бизнеса. Что их все-таки мотивирует работать с вами?
— Когда мы приходим к нашему потенциальному клиенту, мы говорим: "Давай прекратим ехать прямо на полигон. У вас красивое заведение, хорошее меню, прекрасные сотрудники, вы прекрасный человек, у вас хороший Instagram, у вас все хорошо. Но за фасадом находится черный контейнер, где отсортированные отходы, которые напрямую едут на захоронение. Захоронение — это очень негативное влияние на окружающую среду, это мега токсический фильтрат в грунтовые воды, это метан и СО2 в воздухе, которым мы с вами дышим, который создает парниковый эффект и т.д.". И уже на этом моменте сознательные управленцы или владельцы скажут: "Слушай, мне уже понятно, я готов рассмотреть твои коммерческие предложения". За правильное обращение с отходами нужно заплатить, и больше, чем обычно, потому что, это сложный процесс. Но мы стараемся укладываться в сумму только в полтора-два раза дороже, чем обычный вывоз мусора. И это плюс, ведь клиенты видят, что наши цифры не такие уж большие.
— Почему вы начали работать именно с бизнесом, а не с домашними хозяйствами? Это не выгодно?
— У бизнеса как правило, одни и те же отходы. У него одна и та же упаковка, одни и те же ингредиенты для приготовления пищи, он их знает. Если понять, когда и что идет, мы через некоторое время получаем очень качественные прогнозируемые отходы, которые в действительности являются ценным ресурсом. У граждан другая ситуация. У них есть и подгузники, и бычки от сигарет, каша, арбузы, коробки из-под оргтехники — все вперемешку.
— Но все же в будущем рассматриваете варианты сотрудничества и с гражданами?
— Мы делаем бизнес не просто для того, чтобы заработать деньги, а для того, чтобы попытаться по крайней мере уменьшить большой поток нагрузки на полигоны, на захоронение. Конечно, мы не можем не смотреть в сторону коммунального сектора: квартир, ОСМД, частных домов. На них приходится примерно 80% всех твердых бытовых отходов. Но сегодня мы не в состоянии, как частная компания, работать с этим сектором. На это есть три причины. Первая и самая главная — это плохое качество отходов. Поскольку мы сейчас учимся, разрабатываем технологию, нам лучше работать со стабильным потоком.
Вторая причина — это финансовая состоятельность. Бизнес готов платить дороже, чем ОСМД. Третий вопрос — это принятие решения. Если в бизнесе управляющая или владелица принимает единоличное решение, то в коммунальном секторе это очень сложный процесс. В коммунальный сектор надо идти вместе с городом, с муниципальной властью, с органами местного самоуправления. Как минимум, надо совместно финансировать закупку контейнеров, потому что, это очень недешевое дело. К тому же они имеют вводить регулирование, стимулируя уровень сортировки.
— К слову, о стимулирующих факторах. Рамочный закон об отходах уже больше года ждет принятия. После первого чтения его никто не видел. В чем вы видите причину таких задержек? Есть ли у вас опасения по поводу этого?
— Мы находимся в правовом поле Украины и очень сильно зависим от законодательства. И закон 2207-1Д, по сути, закладывает новую рамку в сфере обращения с отходами, поэтому он очень важен. Но мы не понимаем, какой он будет на самом деле. У меня есть инсайдерская информация, что сейчас производители упаковки осуществляют безумное давление, чтобы многие вещи убрали из этого законопроекта. Проблема нашего бизнеса в том, что он старается всегда найти "лазейки": не заплатить налоги, не нести ответственность за результаты своей деятельности, а в сфере обращения с отходами — тем более. Еще недавно крупные компании вообще не заботились о своих отходах. Только год-два назад они начали забирать хотя бы какой-то минимум: бумагу, упаковочную пленку, а до этого все 25 лет независимости даже понятия об этом не имели.
— Можно ли заставить бизнес не искать "лазейки", а искать варианты переработки мусора?
— В данном случае законодатель должен "дожать", запустить эту реформу. Без этого переработка не заработает в Украине. И второй важный фактор — это цена захоронения. Она должна быть резко пересмотрена. Сегодня в Украине захоронить тонну отходов стоит 5-7 евро. Это — ничто. Для сравнения, в Европе — 60 евро. Я прекрасно понимаю, как работает этот бизнес. В мусоровозе в среднем 10 тонн отходов. Если бы у нас захоронения стоило хотя бы 30 евро — 300 евро бизнес должен был бы заплатить. Это очень большие деньги. В таком случае он будет разворачиваться и спрашивать: где здесь можно сдать сырье? Возможно, отдать бесплатно, или даже доплатить за сортировку, но чтобы это было не 300 евро, а к примеру, 100. Это своеобразное давление, при котором мотивация сортировать и перерабатывать начинает набирать обороты.
— И напоследок, заметили ли вы прогресс в отношении украинцев к сортировке в последние годы, что-то меняется?
— Среди потребителей действительно формируется определенный запрос на сортировку. И, к слову, владельцы ресторанов, гостиниц, супермаркетов это знают. Вот почему мы видим под ресторанами, под АЗС контейнеры для раздельного сбора мусора последние несколько лет. Они делают это не потому, что им некуда тратить деньги, а потому что они знают, что у их потребителей есть уже эта ценность, есть такие ожидания и оценивают эти расходы, как не просто имиджевое вложение, а заботу о потребителе.