Международный валютный фонд (МВФ) настаивает, что налогообложение выбросов углерода является наиболее эффективным инструментом для ограничения использования ископаемого топлива и связанных с ними выбросов СО2.
Налог может обеспечить накопление средств для "зеленого" перехода, сообщает Офис постоянных решений.
В материале пояснили, что для реализации Парижского климатического соглашения уровень выбросов в атмосферу СО2 до 2030 года необходимо сократить на треть, а также ввести сбор $70 за тонну.
Так в 2017 году страны мира получили около $ 33 млрд от внедрения углеродных политик, а в 2019 году – $ 45 млрд.
“Мировой рынок СО2 в 2019 году достиг стоимости $215 млрд с годовым ростом на 34% с 2018 года. Глобальный рост рынков произошел на фоне сокращения объемов торговли на 370 млн тонн. Европейский рынок – самый большой в мире – €169 млрд в 2019 году с ростом на 30%”, – отметили авторы.
Они назвали инструменты, применяемые в мире для стимулирования сокращения выбросов СО2:
- налоговые (прямое использование в бюджете, вторичное использование, расходы на окружающую среду, обложения топлива, выбросов);
- рыночные (системы торговли выбросами);
- регулирование и субсидирование (экологические стандарты, политика поддержки инновационных отраслей экономики).
"Однако основными механизмами является система торговли выбросами и налог на выбросы СО2", – подчеркнули они.
Они рассказали, что Европейская система торговли выбросами (EU ETS) базируется на директиве ЕС 2003/87/EC и работает по принципу "ограничивай и торгуй" с 2005 года.
Такая система охватывает:
- энергетику (тепловые электростанции с мощностью более 20 МВт, нефтеперерабатывающие предприятия и коксовые печи);
- производство и обработку черных металлов;
- добывающую промышленность (в том числе производство цемента, кирпича, стекла и керамики);
- целлюлозно-бумажную промышленность.
Доходы, полученные от продажи разрешений на выбросы CO2 в рамках EU ETS, обеспечивают государствам-членам поступления, которые могут быть использованы на проекты по декарбонизации и внедрению ВИЭ. Кроме того, цена на выбросы повышает затраты, связанные с деятельностью, которая приводит к загрязнению, и побуждает сокращать выбросы на предприятиях, где это наиболее финансово выгодно.
Авторы отметили, что впервые carbon tax был введен в северных европейских странах в начале 1990-х годов за выбросы парниковых газов от сжигания ископаемого топлива.
В материале также рассказали об опыте стран в стимулировании сокращения выбросов СО2.
Так Швеция стала одной из первых стран мира, которая ввела налог на выбросы СО2 в 1991 году. В 2020 году он достигал €108,81 и его платили домохозяйства и предприятия, не входящие в EU ETS.
В стране налоговые ставки выражаются в общих торговых единицах (объеме или весе). Налог на выбросы СО2 взимается по всем ископаемым видам топлива пропорционально содержанию углерода, поскольку выбросы при сжигании пропорциональны содержанию углерода в топливе. Сжигание же устойчивого биотоплива не приводит к чистому увеличению углерода в атмосфере и не подлежит налогообложению налогом на выбросы СО2.
"Пример Швеции показывает, что можно сочетать уменьшение выбросов СО2 и экономический рост. Этот эффект был заметен уже через пять лет после введения налога и наблюдается сейчас. За 1990-2013 годы ВВП увеличился на 61%, а выбросы CO2 были уменьшены на 23%”, – говорится в материале.
Германия с 2021 года ввела углеродный налог на уровне €25 за тонну выбросов СО2. Предполагается, что в течение 2021-2025 годов он постепенно вырастет до €55 за тонну.
Такой налог призван провоцировать отказ от использования ископаемого топлива и переход на ВИЭ. Он повышает цены на бензин, дизельное топливо, мазут и природный газ из-за содержания CO2. Весь доход от налога на СО2 должен быть использован для снижения стоимости "зеленой" электроэнергии.
В материале отметили, что страны, которые первыми ввели налог на выбросы СО2, имеют наибольшие доли ВИЭ в энергобалансе. Ведь средства налога использовались для финансирования мер по энергоэффективности и распространению использования "зеленых" технологий.
В Украине налог на выбросы СО2 был введен в 2011 году и является составной частью экологического налога. Однако до 2019 года ставка налога была очень низкой (от 0,26 до 0,41 грн за тонну выбросов СО2), что не стимулировало предпринимателей вводить энергоэффективные меры и переходить на ВИЭ.
С 1 января 2019 года ставка налога выросла в 24 раза до 10 грн за тонну, а объемы собранных средств – в 18 раз до 900 млн. грн. Однако все средства были направлены в общий фонд государственного бюджета без целевого использования.
Авторы подчеркнули, что особенностью украинского налога на выбросы СО2 является то, что он уплачивается на основе заполненных деклараций и рассчитывается в момент образования выбросов и имеет сложный алгоритм расчета. Под налогообложение также подпадают предприятия, которые сжигают биомассу, хотя она считается углеродо-нетральным топливом и в мире не облагается налогом. Однако изменения в законодательство не разрабатывались.
“Украина обязана гармонизировать свое законодательство с директивой ЕС 2003/96/EC о реструктуризации налогообложения электроэнергии и перенести базу налогообложения выбросов СО2 на ископаемое топливо. Это позволяет охватить налогом все потенциальные выбросы СО2 и стимулировать переход на ВИЭ”, – подчеркнули в материале.
В феврале 2021 года и.о. министра энергетики Юрий Витренко объявил о намерениях содействовать "зеленому" энергетическому переходу путем повышения ставок налога на выбросы СО2 и направлять поступления от этого налога на развитие возобновляемой энергетики в Украине.
"Это будет справедливо: кто загрязняет окружающую среду и негативно влияет на изменение климата, тот платит. Те, кто делают условия жизни лучше, окружающую среду – чище, получают определенную компенсацию”, – сказал Витренко.
В материале также отметили, что из-за введения в ЕС углеродной пошлины (CBAM) промедление Украины с повышением ставок налога на СО2 с компенсаторными механизмами (системами финансовой поддержки) может привести к тому, что украинская продукция станет неконкурентной на европейских и мировых рынках.
Как сообщала ЭкоПолитика раньше, в глобальной борьбе с изменением климата важно пересмотр стандартов мировой торговой политики Решение кроется в увеличении налогов для "грязных" товаров и освобождении от тарифов на "зеленые".