Названы самые эффективные способы уменьшения выбросов углерода в мире shutterstock

Названы самые эффективные способы уменьшения выбросов углерода в мире

Екатерина Белоусова

Страны, которые первыми ввели налог на выбросы СО2, имеют наибольшие доли ВИЭ

Международный валютный фонд (МВФ) настаивает, что налогообложение выбросов углерода является наиболее эффективным инструментом для ограничения использования ископаемого топлива и связанных с ними выбросов СО2.

Налог может обеспечить накопление средств для "зеленого" перехода, сообщает Офис постоянных решений.

В материале пояснили, что для реализации Парижского климатического соглашения уровень выбросов в атмосферу СО2 до 2030 года необходимо сократить на треть, а также ввести сбор $70 за тонну.

Так в 2017 году страны мира получили около $ 33 млрд от внедрения углеродных политик, а в 2019 году – $ 45 млрд.

Мировой рынок СО2 в 2019 году достиг стоимости $215 млрд с годовым ростом на 34% с 2018 года. Глобальный рост рынков произошел на фоне сокращения объемов торговли на 370 млн тонн. Европейский рынок – самый большой в мире – €169 млрд в 2019 году с ростом на 30%”, – отметили авторы.

Они назвали инструменты, применяемые в мире для стимулирования сокращения выбросов СО2:

  • налоговые (прямое использование в бюджете, вторичное использование, расходы на окружающую среду, обложения топлива, выбросов);
  • рыночные (системы торговли выбросами);
  • регулирование и субсидирование (экологические стандарты, политика поддержки инновационных отраслей экономики).

"Однако основными механизмами является система торговли выбросами и налог на выбросы СО2", – подчеркнули они.

Они рассказали, что Европейская система торговли выбросами (EU ETS) базируется на директиве ЕС 2003/87/EC и работает по принципу "ограничивай и торгуй" с 2005 года.

Такая система охватывает:

  • энергетику (тепловые электростанции с мощностью более 20 МВт, нефтеперерабатывающие предприятия и коксовые печи);
  • производство и обработку черных металлов;
  • добывающую промышленность (в том числе производство цемента, кирпича, стекла и керамики);
  • целлюлозно-бумажную промышленность.

Доходы, полученные от продажи разрешений на выбросы CO2 в рамках EU ETS, обеспечивают государствам-членам поступления, которые могут быть использованы на проекты по декарбонизации и внедрению ВИЭ. Кроме того, цена на выбросы повышает затраты, связанные с деятельностью, которая приводит к загрязнению, и побуждает сокращать выбросы на предприятиях, где это наиболее финансово выгодно.

Авторы отметили, что впервые carbon tax был введен в северных европейских странах в начале 1990-х годов за выбросы парниковых газов от сжигания ископаемого топлива.

В материале также рассказали об опыте стран в стимулировании сокращения выбросов СО2.

Так Швеция стала одной из первых стран мира, которая ввела налог на выбросы СО2 в 1991 году. В 2020 году он достигал €108,81 и его платили домохозяйства и предприятия, не входящие в EU ETS.

В стране налоговые ставки выражаются в общих торговых единицах (объеме или весе). Налог на выбросы СО2 взимается по всем ископаемым видам топлива пропорционально содержанию углерода, поскольку выбросы при сжигании пропорциональны содержанию углерода в топливе. Сжигание же устойчивого биотоплива не приводит к чистому увеличению углерода в атмосфере и не подлежит налогообложению налогом на выбросы СО2.

"Пример Швеции показывает, что можно сочетать уменьшение выбросов СО2 и экономический рост. Этот эффект был заметен уже через пять лет после введения налога и наблюдается сейчас. За 1990-2013 годы ВВП увеличился на 61%, а выбросы CO2 были уменьшены на 23%”, – говорится в материале.

Германия с 2021 года ввела углеродный налог на уровне €25 за тонну выбросов СО2. Предполагается, что в течение 2021-2025 годов он постепенно вырастет до €55 за тонну.

Такой налог призван провоцировать отказ от использования ископаемого топлива и переход на ВИЭ. Он повышает цены на бензин, дизельное топливо, мазут и природный газ из-за содержания CO2. Весь доход от налога на СО2 должен быть использован для снижения стоимости "зеленой" электроэнергии.

В материале отметили, что страны, которые первыми ввели налог на выбросы СО2, имеют наибольшие доли ВИЭ в энергобалансе. Ведь средства налога использовались для финансирования мер по энергоэффективности и распространению использования "зеленых" технологий.

ukraine-oss.com

В Украине налог на выбросы СО2 был введен в 2011 году и является составной частью экологического налога. Однако до 2019 года ставка налога была очень низкой (от 0,26 до 0,41 грн за тонну выбросов СО2), что не стимулировало предпринимателей вводить энергоэффективные меры и переходить на ВИЭ.

С 1 января 2019 года ставка налога выросла в 24 раза до 10 грн за тонну, а объемы собранных средств – в 18 раз до 900 млн. грн. Однако все средства были направлены в общий фонд государственного бюджета без целевого использования.

Авторы подчеркнули, что особенностью украинского налога на выбросы СО2 является то, что он уплачивается на основе заполненных деклараций и рассчитывается в момент образования выбросов и имеет сложный алгоритм расчета. Под налогообложение также подпадают предприятия, которые сжигают биомассу, хотя она считается углеродо-нетральным топливом и в мире не облагается налогом. Однако изменения в законодательство не разрабатывались.

“Украина обязана гармонизировать свое законодательство с директивой ЕС 2003/96/EC о реструктуризации налогообложения электроэнергии и перенести базу налогообложения выбросов СО2 на ископаемое топливо. Это позволяет охватить налогом все потенциальные выбросы СО2 и стимулировать переход на ВИЭ”, – подчеркнули в материале.

В феврале 2021 года и.о. министра энергетики Юрий Витренко объявил о намерениях содействовать "зеленому" энергетическому переходу путем повышения ставок налога на выбросы СО2 и направлять поступления от этого налога на развитие возобновляемой энергетики в Украине.

"Это будет справедливо: кто загрязняет окружающую среду и негативно влияет на изменение климата, тот платит. Те, кто делают условия жизни лучше, окружающую среду – чище, получают определенную компенсацию”, – сказал Витренко.

В материале также отметили, что из-за введения в ЕС углеродной пошлины (CBAM) промедление Украины с повышением ставок налога на СО2 с компенсаторными механизмами (системами финансовой поддержки) может привести к тому, что украинская продукция станет неконкурентной на европейских и мировых рынках.

Как сообщала ЭкоПолитика раньше, в глобальной борьбе с изменением климата важно пересмотр стандартов мировой торговой политики Решение кроется в увеличении налогов для "грязных" товаров и освобождении от тарифов на "зеленые".

Читайте также
Эксперты Deloitte дали рекомендации Украине по СТВ и формированию цены на углерод
Эксперты Deloitte дали рекомендации Украине по СТВ и формированию цены на углерод

Они отметили низкое доверие украинских стейкхолдеров к чисто национальным фондам и механизмам поддержки декарбонизации

Еврокомиссии указали на преграду для роста технологии улавливания и хранения углерода
Еврокомиссии указали на преграду для роста технологии улавливания и хранения углерода

Эксперты отметили, что законодательство, принятое еще 15 лет назад, до сих пор не начало работать

В 2023 году топ-10 стран-загрязнителей выбросили рекордное количество СО2
В 2023 году топ-10 стран-загрязнителей выбросили рекордное количество СО2

Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 582 млн тонн

Украинский стартап получил грант от ЕС на улавливание углерода из воздуха
Украинский стартап получил грант от ЕС на улавливание углерода из воздуха

Уловленный углерод может улучшить урожайность ферм на 30%