21 июля исполняется ровно год, как Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект № 2207-1д "Об управлении отходами". И с тех пор вокруг документа — абсолютная тишина. Так что пока такой важный для страны законопроект "потерялся" в дебрях парламента, мусорная реформа в очередной раз не стартовала. Видимо, "слуги народа" имеют более важные дела. В то же время общественность и эксперты очень ограничены в том, чтобы влиять на его подготовку ко второму чтению.
Подробнее о судьбе законопроекта — в материале ЭкоПолитики.
Ответственный за его доработку нардеп от "Слуги народа" и член экологического комитета Александр Мариковский. На днях он писал на своей странице в Facebook о том, что документ активно дорабатывают и, конечно же, он будет принят во втором чтении еще на летней сессии парламента. Закономерно, что этого не произошло. Профильные эксперты засыпали нардепа вопросами: а что с законом? Почему не видим документ? К сожалению, содержательного ответа они так и не получили.
Еще в мае председатель экологического комитета Олег Бондаренко напомнил, что к законопроекту № 2207-1-д ко второму чтению было подано 1600 поправок от народных депутатов. Их, по его словам, профессионально проработал подкомитет по вопросам управления отходами во главе с Мариковским.
"Это не те правки, которые могли бы заблокировать законопроект, наоборот, они являются достаточно конструктивными и отражают видение многих стейкхолдеров по тем или иным разделам законопроекта", — уточнил глава экокомитета.
Также Бондаренко два месяца назад выразил надежду, что проект закона № 2207-1-д "Об управлении отходами" проголосуют до конца V сессии Верховной Рады. Как мы уже знаем, этого так и не произошло.
Главным барьером для развития мусороперерабатывающей отрасли сегодня является устаревшее законодательство. С окончательным принятием законопроекта № 2207-1д медлят на протяжении шести лет. Многопрофильные эксперты и представители общественных организаций привлекают внимание к проблеме, но, к сожалению, чиновники до сих пор не сдвинулись с мертвой точки.
Принятие законопроекта позволит сделать весомый шаг к решению проблем с образованием, накоплением, сбором и удалением отходов, которые сегодня достигли в Украине критического уровня. В частности, он создает законодательную основу для привлечения инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов, а также создание системы долгосрочного планирования управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях.
Законопроект предусматривает:
- введение иерархии обращения с отходами и принципа "загрязнитель платит";
- систему расширенной ответственности производителя, которая устанавливает требование для производителей нести ответственность за полный цикл жизни созданной упаковки, батарей, аккумуляторов и т.д.;
- введение жестких европейских экологических норм относительно сожжения и захоронения отходов, которые несут вред здоровью людей и окружающей среде.
Если законопроект "Об управлении отходами" примут, то в Украине в ближайшие годы построят ряд мусороперерабатывающих заводов, об этом заявил министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский.
По словам министра, участки для строительства уже отведены, инвесторы заинтересовались этими проектами, а быстрое строительство этих заводов начнется на Западной Украине, в Житомирской и Донецкой области.
"Прийти к строительству таких заводов мы сможем тогда, когда инвесторы будут иметь уверенность в защите инвестиций. Около 40% инвестиций в такие стройки касаются инвестиций в природоохранные мероприятия: в фильтрацию, систему мониторинга, постоянный экологический контроль и т.д.", — пояснил министр.
Он назвал и примерные расценки на строительство таких заводов. Для такого города, как Львов, предприятие будет стоить €30-40 млн. Заводы, предусматривающие сжигание мусора (и выработку из него энергии и переработку полученных отходов), будут стоить от €150 млн. По словам министра экологии, для Киева таких заводов нужно несколько.
Критиковал и промедление с принятием документа эксперт по обращению с отходами в Ukrainian Institute for the Future Александр Лымарь. По его словам, из-за отсрочки рассмотрения законопроекта № 2207-1-д мусорная реформа в Украине начнется не раньше 2023 года.
"Тишина... Очень подозрительно тихо стало на поле обсуждения законопроекта "Об управлении отходами". Напомню, что эпопея этого проекта началась 2 октября 2019 года, когда в Верховную Раду был внесен первый проект под № 2207. 03.06.2020 — был представлен дополненный и № 2207-1Д, 21.07.2020 — проголосован в первом чтении, 04.08.2020 — срок подачи поправок, с 27.10.2020 по 24.12.2020 — более 15 заседаний подкомитета, 05.02.2021 — тишина... Год и четыре месяца! Шесть месяцев от подачи поправок! И тишина... Все в ожидании. Чего? Никто не знает. Но все готовятся. К чему? Никто тоже не знает. Скорее всего — такая ситуация устраивает всех. Бизнес, который уже привык к действующей системе и взаимодействии с властью. Власть, которая знает, как взаимодействовать с бизнесом и не напрягаться", — заявлял он.
Он убежден, что рассмотрение проекта перенесут на осеннюю сессию, однако доработки могут забрать много времени — примерно до конца 2021-го, а это может негативно повлиять на разработку региональных планов по управлению отходами.
По мнению специалиста, последняя попытка провести упомянутый законопроект была ближайшей к реализации по сравнению с предыдущими, однако власть не заинтересована в проведении мусорной реформы.
"В какой-то момент все вернулось на круги. Скорее всего, судьба и этого проекта уже решена. Да и, судя по покою, который царит как в экспертной среде, так и в высоких кабинетах, все уже наверное смирились с этим", — резюмировал Лымарь.
Фактор Юрченко
Запуск такой масштабной реформы в Украине не обошелся без ряда скандалов. Один из них запомнился украинцам как особо громкий, ведь развернулся вокруг народного депутата (был членом фракции "Слуга народа", но после скандала его исключили) Александра Юрченко. Он требовал 200 тысяч долларов за внесение "экологических" поправок в законопроект № 2207-1д "Об управлении отходами".
Юрченко взяли под стражу 21 сентября 2020 года. Именно он был председателем подкомитета по обращению с отходами в парламентском комитете по энергетике и коммунальных услуг. Как представитель этого комитета депутат согласился помочь с изменениями в законодательство об отходах, в частности — в части предоставления мусороперерабатывающим предприятиям "зеленого тарифа" на производство электроэнергии, утверждают в НАБУ.
По данным детективов НАБУ, в обмен на эти обещания агент под прикрытием предоставил часть средств лицу-посреднику и договорился о следующем этапе предоставления средств. Ранее депутат Юрченко заявлял, что поддерживает альтернативный законопроект № 2207-2, соавтором которого он является, а № 2207-1-д называл "лоббистским".
По мнению экспертов, именно в последний законопроект внесли европейские нормы, позволяющие упорядочить этот сектор и сделать его экологически безопасным. Часть из них считает, что в документ уже внесли наиболее "вредные" нормы с "законопроекта Юрченко", способствующие сжиганию мусора, а не рациональному обращению с ним.
Однако на этом его "приключения" не заканчиваются. Восьмого июля Юрченко устроил ДТП в центре Львова, а затем напал на водителя. Полиция заподозрила, что нападающий находился в состоянии наркотического опьянения.
Фактор Мариковского
В то время как законопроект "Об управлении отходами" не удается сдвинуть с места, ответственный за его написания нардеп Мариковский отличился — за два года пребывания нардепом уже успел купить себе элитный двухэтажный дом с бассейном в пгт Козин за 185 тысяч долларов.
Дом на 163 м² и три земельных участка общей площадью 1101 м², по словам "слуги народа", он купил на задекларированные деньги. Перед покупкой он также занял 1 млн грн в своей помощницы, которая работает на общественных началах.
По информации "Павловский news", денежную помощь в покупке недвижимости нардепу предоставила его гражданская жена Наталья Дацкив, совладелица дома и земельных участков. Двадцатидевятилетняя львовянка Дацкив является помощницей другого "слуги народа" Александра Федиенко.
Из биографии Мариковского узнаем, чем он занимался до депутатства. Как указано, в 2015 году основал общественную организацию "Центр контент-анализа", является его руководящим партнером. Директор консалтингового агентства и IT-компании (ООО "Интеллектуальные медийные системы" и ООО "Библиотека"). С 2019 году он руководитель проекта "Мониторинг СМИ". Член ВОО "Автомайдан".
Сейчас в руках "зеленой" власти, комитета по вопросам экологической политики и Министерства защиты окружающей среды находится судьба тысяч нелегальных свалок по всей Украине. Именно от их работы зависит, состоится ли такая важная мусорная реформа в нашей стране.
И речь не только об охране окружающей среды, ведь строительство мусороперерабатывающих заводов это и приток инвестиций, и новые рабочие места, и налоги в бюджеты всех уровней.
Что, кто и как мешает продвижению реформы — мы не знаем. Остается только вопрос, когда будет готов Закон "Об отходах"?