За последние 130 лет украинские почвы потеряли около 30% гумуса. Теперь, чтобы обеспечить плодородие, они безжалостно заливаются удобрениями и пестицидами, использование которых практически не контролируется. Последствия этого – эрозия, загрязнение, подкисление и засоленность почвы. В то же время ключевые законодательные акты по охране земель проходят без внимания Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов. Почему так произошло – анализировала ЭкоПолитика.
Каково состояние почв в Украине?
В Украине плодородные почвы, черноземы, занимают 24 млн га, что составляет 60% всех земель. Наша страна владеет 8% всех черноземов в мире. Это дает нам отличные возможности для ведения хозяйственной деятельности. С правильным подходом мы могли бы получать на своих землях гораздо лучшие урожаи, чем большинство стран Европы. Но на практике ситуация обратная.
Уровень распаханности почв в Украине один из самых высоких в Европе — 53%. Для сравнения, в Германии этот показатель составляет 34%, в Польше – 36%. Сама по себе распашка проблемой не является, проблема – в неправильном использовании и отсутствии восстановления почв. Владельцы земель, особенно крупные, часто не придерживаются севооборота и из года в год выращивают на одних и тех же участках самые прибыльные и изнурительные культуры — подсолнечник, кукурузу, сою.
Как следствие такого хозяйствования, в наших черноземах резко снижается уровень гумуса, отвечающего за плодородие. Если в целинных черноземах в верхнем горизонте находится около 10% гумуса, то в украинских черноземных почвах среднее содержание гумуса составляет 3,7-4%. По оценкам экологов, за последние 130 лет мы потеряли треть гумуса. При этом темпы его воспроизводства – 10 см за 2 тысячелетия!
Это отражается на урожайности наших земель. Сравним, в 2022 году средняя урожайность озимого ячменя по Украине 3,51 т/га. А в Германии этот показатель за тот же год составил вдвое больше, примерно 7,5 т/га. Если мы и дальше будем истощать почвы – эта разница будет только увеличиваться.
Кроме того, истощенные почвы легко поддаются эрозии — их просто развеивает ветром. Это влечет за собой изменение климата и так называемое опустынивание. В таком случае почвы могут стать не просто малоплодородными, а перестать родить вообще.
По приблизительным оценкам Национальной академии аграрных наук Украины, из-за ухудшения состояния почв Украина уже теряет около 40 млрд грн в год.
Война и почвы
Дополнительным фактором, уничтожающим украинские почвы, стала война. Земли засоряются взрывоопасными веществами, отходами от уничтоженных предприятий и нефтепродуктами.
Как сообщал ранее в комментарии ЭкоПолитике руководитель ОО "Украинская природоохранная группа (UNCG)" Алексей Василюк, во время взрывов в почве остаются тяжелые металлы и сера, которая при контакте с водой превращается в серную кислоту. Эта кислота уничтожает микроорганизмы, формирующие экосистему почв.
По подсчетам Минприроды, с 24 февраля 2022-го был также зафиксирован разлив 31,5 тыс. т нефтепродуктов и 2 тыс. м3 ядовитых веществ. Это нанесло ущерб почвам на 19 млрд грн.
Отдельная статья ущерба для почв – уничтожение российскими оккупантами Каховской ГЭС. Пока все последствия этой катастрофы вычислить сложно, но сейчас система орошения грунтов в Херсонской области фактически разрушена.
До этого в области насчитывалось 426,8 тыс. га орошаемых земель, или 21,6% от общей площади сельхозугодий. Согласно расчетам госучреждения "Украинские гидромелиоративные системы", теперь орошение на Херсонщине будет невозможным в течение следующих 2-3 лет. Как следствие, засуха будет препятствовать росту растительности, будет способствовать повышению температуры в регионе и дальнейшему опустыванию почвы. Это может поставить этот преимущественно аграрный регион на грань выживания.
Неправильное хозяйствование – не лучше войны
Что интересно, почвы загрязняются нефтепродуктами и отравляющими соединениями не только от войны. Так же они страдают и в мирное время, как правило, из-за служебной халатности.
К примеру, в конце 2021 года Служба безопасности Украины разоблачила руководство ООО "Прикарпатзападтранс", специализирующееся на транспортировке нефтепродуктов, на масштабном загрязнении земель в Закарпатской области. По данным досудебного следствия СБУ, в конце 2018 года предприятие самовольно начало демонтаж резервной ветки нефтепровода "Самара – Западное направление": демонтировало цистерны и почти 33 км трубопровода.
Чтобы сэкономить на утилизации, опасные отходы из цистерн скрыто "закапывали" в грунт. Правоохранители установили, что в результате остатками горюче-смазочных материалов было загрязнено почти 20 тыс м² земель. В результате этого экологии региона причинен ущерб более чем на 34 млн грн.
Но ключевая проблема в вопросе защиты почв – использование минеральных удобрений. В погоне за лучшими урожаями украинские поля годами щедро поливают пестицидами и разного рода соединениями. За данным Госстата, с 2010 по 2021 год (последний, за который имеется отчет) количество внесенных минеральных удобрений в Украине возросло с 1,1 млн тонн до 2,6 млн тонн. Практически все эти удобрения были внесены под посевы сельхозкультур. За эти годы почти в 2,2 раза выросло использование азотных удобрений, в 2,8 раз – калийных и фосфорных. Если еще в 2010 году удобренная площадь составляла 70% от общей посевной, то в 2021-м уже 91,5%! А на 1 гектар приходилось почти втрое больше удобрений, чем за 11 лет до этого (доля выросла с 58 до 142 кг на га).
Конечно, удобрения необходимы для обеспечения урожайности в сельском хозяйстве, говорит эксперт по экологизации сельского хозяйства ОО "Экодия" Анна Даниляк. Но важны также подходы к их использованию:
"Удобрения нужно использовать в надлежащих погодных условиях, нужно учитывать качество и состав почвы, рельеф местности. В зависимости от этих факторов повышается или падает риск неусвоения удобрений растениями или почвой", – говорит она.
Затем неусвоенные удобрения попадают в водоемы, вызывая загрязнение, или постепенно накапливаются в почве и уничтожают микрофлору, "закисляя" или "засоливая" его.
Одним из основных искусственных факторов подкисления почвы является непродуманное внесение азотных удобрений (в частности удобрений на основе нитрата аммония). Подкисление почвы происходит, когда азот выщелачивается, а не поглощается культурными растениями. Некоторые аммонийные удобрения также вызывают закисление, даже когда азот поглощается посевами.
Кроме того, способствуют повышению кислотности почвы и кислотные осадки, во время которых в почву попадает серная, серчаная или азотная кислота. Такие кислотные дожди может спровоцировать работа ТЭС или крупных промышленных предприятий, не должным образом очищающих выбросы.
Еще одна схожая проблема – засоление почв, она возникает из-за попадания в землю большого количества водорастворимых солей, например натрия или калия. На засоленных почвах тоже ухудшается плодородие, а при определенном уровне засоленности оно может полностью исчезнуть.
Для того чтобы остановить процессы окисления и засолки, использованию минеральных удобрений нужно искать альтернативу. Такой альтернативой может быть, в частности, использование более экологически дружественных минеральных удобрений:
"Органические удобрения могут быть альтернативой, об этом говорится и в так называемой Нитратной директиве ЕС. – говорит Анна Даниляк. – Но органическими удобрениями тоже можно нанести вред, если не соблюдать технологию их формирования и использования".
Страны Европы, в отличие от Украины, давно оценили риски чрезмерного использования удобрений и стали на путь их уменьшения. "Европейский зеленый курс" ставит целью сократить на 50-70% за следующие десять лет использование минудобрений и средств защиты растений. Это снизит уровень загрязнения почв в странах ЕС. В то же время, это также может привести к введению в ЕС жестких фитосанитарных норм по отслеживанию максимальных остаточных уровней пестицидов при импорте аграрной продукции. И здесь стоило бы взволноваться украинским аграриям. Если они в ближайшей перспективе планируют поставлять продукцию в страны ЕС – необходимо менять подходы к хозяйствованию. Когда Украина станет полноправным членом европейского сообщества, это требование тем более будет для нас обязательным.
Что делает Минприроды для защиты почв?
К сожалению, Министерство защиты окружающей среды играет достаточно эпизодическую роль в усовершенствовании системы защиты почв. Так, в апреле 2022-го Министерство утвердило Методику определения размера вреда, причиненного земле, почвам в результате чрезвычайных ситуаций и/или вооруженной агрессии и боевых действий во время военного положения. И это, пожалуй, ключевой и единственный шаг ведомства по защите почв за последнее время.
Весомые правовые акты в сфере защиты почв отданы Министерству аграрной политики и продовольствия. Хотя оно в первую очередь ориентировано на развитие хозяйствования на земле, а уже потом на ее защиту как природного ресурса.
Начнем с того, что у нас отсутствует своего рода основной план защиты земельных ресурсов. В январе 2022 года была официально утверждена Концепция Общегосударственной целевой программы использования и охраны земель, заказчиком которой выступило Минагрополитики. В 9-месячный срок эта программа, согласно концепции, должна была быть разработана и представлена Кабмину. Но пока информации о ее представлении или рассмотрении – нет.
В конце 2021 года то же Минагрополитики выставило на обсуждение проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по охране почв и воспроизводству их плодородия". Законопроектом, в частности, предполагалось введение в действие до января 2023 года системы мониторинга состояния почв, гармонизация показателей качества почвы с ЕС, определение уровня загрязнения и оптимального содержания питательных веществ, установление методов предотвращения истощения почв и многое другое. Несмотря на важную природоохранную составляющую, интереса Минприроды по поводу адвокации этого законопроекта, как и упомянутой выше Концепции целевой программы – не наблюдаем. Законопроект, к слову, в парламент все еще не внесен.
Также важное значение для защиты почв, как мы уже упоминали выше, имеет так называемая Нитратная директива – Директива 91/676/ЕС о защите вод от загрязнения, вызванного нитратами из сельскохозяйственных источников. Она определяет предельный показатель нитратов в грунтовых водах – максимум 50 мг на литр. Это ограничение служит не только для защиты грунтовой воды и питьевой воды, но и защищает почву от слишком интенсивного внесения азотных удобрений. Имплементацией положений Директивы занимается направление Минприроды, и она – до сих пор не имплементирована.
Поскольку вопрос защиты земель в настоящее время находится в ведении как Минприроды так и Министерства аграрной политики, на практике системных действий в этом направлении нет. Минагрополитики защитой почв занимается больше по остаточному принципу, а Минприроды соответствующих законопроектов не вносит и не адвокатирует. Между тем, с каждым аграрным сезоном украинские почвы все больше истощаются. Еще с десяток лет такого хозяйства и будущие поколения рискуют получить по наследству не плодородные черноземы, а выжженную пустыню.