Международная морская организация (International Maritime Organization – IMO) утвердила проект регламента, который устанавливает обязательные стандарты судового топлива и глобальный механизм ценообразования на выбросы парниковых газов для этой отрасли транспорта.
Об этом сообщили на официальном сайте организации.
Стейкхолдеры подчеркнули, что сделали еще один важный шаг к созданию юридически обязательных рамок для сокращения выбросов парниковых газов от судов во всем мире, чтобы достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году. Они отметили, что рамочная программа IMO Net-zero Framework является первой в мире, которая сочетает в себе обязательные лимиты на выбросы и ценообразование на выбросы парниковых газов для целого сектора промышленности.
Мероприятия по реализации этой программы должны быть официально приняты в октябре 2025 года и вступят в силу в 2027 году. С того момента они станут обязательными для крупных океанских судов валовой вместимостью более 5 000 тонн, которые ответственны за 85% от общего объема выбросов CO2 от международного судоходства.
Ключевые элементы концепции IMO Net-Zero Framework
Эту концепцию включат в новую Главу 5 Приложения VI "Предотвращение загрязнения воздуха от судов" к Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судов (MARPOL).
Ее цели:
- достижение климатических целей, определенных в Стратегии ІМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов до 2023 года;
- ускорение внедрения топлива, технологий и источников энергии с нулевым и близким к нулю уровнем выбросов парниковых газов;
- поддержка справедливого и равноправного перехода.
Согласно проекту правил:
- суда должны со временем снижать свою годовую топливную интенсивность парниковых газов (GFI) – то есть сколько выбросов парниковых газов приходится на каждую единицу использованной энергии;
- суда, выбрасывающие больше пороговых значений GFI, будут вынуждены покупать восстановительные установки, чтобы сбалансировать дефицит выбросов. В то же время те, которые используют технологии с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов парниковых газов, будут иметь право на финансовое вознаграждение;
- будет существовать два уровня соответствия целевым показателям интенсивности выбросов парниковых газов: Базовая цель и Прямая цель, при достижении которых суда будут иметь право зарабатывать "избыточные единицы";
- суда, которые выбрасывают больше установленных пороговых значений, смогут сбалансировать свой дефицит выбросов путем: переноса избыточных единиц с других кораблей, использования избыточных единиц, которые они уже накопили, или используя корректирующие единицы, приобретенные за счет взносов в фонд IMO Net-Zero Fund.
IMO Net-Zero Fund
Этот фонд создадут для накопления поступлений от платы за квоты на выбросы. Эти средства затем будут распределяться на:
- вознаграждение для судов с низким уровнем выбросов;
- поддержку инноваций, исследований, инфраструктуры и инициатив справедливого перехода в развивающихся странах;
- финансирование обучения, передачи технологий и развития потенциала в поддержку Стратегии ІМО по парниковым газам;
- смягчение негативного воздействия на уязвимые государства, такие как малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.
CBAM-специалист норвежской компании CEMAsys Дэвид Круз добавляет, что суда, которые будут превышать определенные пороговые значения, будут платить минимальный налог на выбросы углерода в $100 за тонну выбросов парниковых газов. По оценкам ІМО, это принесет $11 млрд в год для финансирования пути судоходной отрасли к чистому нулю к 2050 году.
Эксперт отметил, что наблюдается глобальный переход от добровольной отчетности к тарифицированным выбросам.
"Эти меры больше не являются региональными. Они превращаются в глобальные налоги, связанные с торговлей, с реальными экономическими последствиями", – подчеркнул он.
На днях ЭкоПолитика сообщала, что ЕС завершил работу над новым регламентом по микропластику. Мы объясняли, что именно с принятием этого документа изменится для производителей.