В Украине из многочисленных инициатив власти по дерегуляции ведения бизнеса в сфере защиты окружающей среды, принятых во время военного положения, фактически работают только два – возможность продолжать действие или получать разрешительные документы на основе подачи декларации и мораторий на плановые проверки.
Другие важные нормы действуют либо только "на бумаге", либо еще больше усложняют ведение бизнеса, говорится в анализе Ольги Бойко, координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации, сообщает EBA.
Так отсутствует освобождение от уплаты экологических налогов, из-за непринятого постановления КМУ о перечне территорий, где ведутся активные боевые действия, или тех, которые находятся под оккупацией.
Хотя бизнесу отсрочили сроки представления отчетов и других документов, предприятиям необходимо выполнять экологические условия, которые определены в выводах ОВД и осуществлять послепроектный мониторинг в период военного положения. Однако это невозможно из-за прямой угрозы жизни.
Также работу бизнеса усложняет возобновление внеплановых проверок по решению Минприроды при наличии угрозы, что оказывает значительное негативное влияние на защиту окружающей среды.
Кроме того, негативное влияние оказывает неопределенность осуществления процедуры ОВД, алгоритм которой изменялся трижды с начала полномасштабного вторжения, и, возможно, будет изменяться еще.
Следовательно, бизнес-сообщество, поддерживая инициативу Минэкономики и ГРС по дерегуляции ведения бизнеса, призывает доработать вышеупомянутые инициативы и способствовать реализации следующих шагов в дерегуляции:
- Просмотр процедуры осуществления ОВД (более короткие сроки, пересмотр видов деятельности, упрощение требований к отчету по ОВД и экологическим условиям заключения из ОВД, переход на электронный документооборот, отсрочку послепроектного мониторинга).
- Мораторий на осуществление плановых и внеплановых проверок, мораторий на устранение нарушений, указанных в предписаниях и устранение законодательных пробелов в ходе проверок.
- Мораторий повышение технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в стационарных источниках.
- Урегулирование вопроса о наличии территорий, на которых планируется создание объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), в перечне участков недр, спецразрешения на пользование которыми выставляются на аукцион.
- Урегулирование земельных отношений при предоставлении участков недр в использование.
- Сокращение количества согласований в сфере недропользования (горный отвод, согласование местными громадами предоставления участков недр в пользование, согласование годового плана развития горных работ).
- Упрощение отчетности (статистическая, электронная подача).
Бойко отметила, что именно благодаря гибкости и меньшему количеству бюрократии Украина менее болезненно пережила последствия пандемии COVID-19, хотя неопределенность была колоссальна.
“Сейчас же через четыре месяца после начала войны мы все чаще слышим риторику со стороны некоторых представителей власти с призывом вернуться к довоенному регулированию. Украина сейчас находится в стадии войны, а значит, и экономика должна быть военной. Мы не можем себе позволить даже намекать на любую затяжку петли для бизнеса”, – сказала она.
Бойко также добавила, что как никогда бизнес и власть должны работать вместе, чтобы держать экономический фронт и сделать все возможное, чтобы бизнес оставался и работал в стране. Поэтому важно хотя бы целенаправленно не создавать препятствий для работы.
Напомним, в ГЭИ хотят избежать лишнего давления на бизнес во время и после войны.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине частично возобновили работу Реестр по ОВД.