Использование "зеленой" стали в производстве автомобилей абсолютно доступно. Так, использование 40% "зеленой" стали в новых автомобилях к 2030 году прибавит лишь €57 к цене электромобиля с аккумуляторной батареей (BEV), к 2035 году эта надбавка уменьшится до €49, а к 2040 году – будет составлять только €8.
Такие выводы сделала Европейская федерация транспорта и окружающей среды (сокращенно Transport & Environment или T&E), опираясь на собственный анализ и результаты исследования консалтинговой компании Ricardo.
Специалисты рассказывают, что поскольку автомобильная промышленность переходит на электрические автомобили, внимание к сокращению выбросов переместилось от выхлопной трубы на производственный процесс. Они приводят следующие цифры:
- к 2030 году производственные выбросы составят около 60% от общего объема выбросов электромобиля в течение его жизненного цикла;
- на сталь будет приходиться от 16% до 27% этих выбросов.
Согласно выводам T&E, "зеленая" сталь предлагает значительные климатические преимущества с минимальным увеличением затрат. Она производится с использованием "зеленого" водорода, процессов прямой электрификации или переработанной стали.
По данным экспертов, автомобильный сектор потребляет около 17% стали в ЕС и может стимулировать спрос на экологически чистую сталь. Они уверены, что автомобили, особенно модели премиум-класса, покроют краткосрочные издержки, связанные с более экологичным производством стали.
Ожидается, что к 2030 году в Европе будет произведено 172 млн тонн экологически чистой стали, что значительно превысит прогнозируемый спрос автомобильного сектора в 21 млн тонн. Даже если использование автомобильной стали останется на уровне 2022 года (35,7 млн тонн), "зеленой" стали будет предостаточно.
Преимущества для климата
В T&E уверены, что переход на экологически чистую сталь может значительно снизить выбросы CO2 от производства автомобилей. Так, использование 40% экологически чистой стали к 2030 году может сократить выбросы CO2 на 6,9 млн тонн, что эквивалентно годовым выбросам 3,5 млн автомобилей, работающих на ископаемом топливе.
К 2040 году использование 100% экологически чистой стали может сократить выбросы на столько же, сколько изъятие из дорог 8,1 млн автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это подчеркивает огромный климатический потенциал "зеленой" стали, поскольку производители стремятся сократить выбросы и добиться чистого нуля.
Специалисты T&E подытожили, что переход на экологически чистую сталь в производстве автомобилей предлагает практичный и экономически эффективный способ снизить выбросы углерода в автомобильном секторе. А поскольку к 2030 году запланировано значительное производство "зеленой" стали и минимальный рост расходов для потребителей, этот переход осуществим и необходим для достижения климатических целей.
В то же время специалисты федерации отметили, что для успеха "зеленой" стали необходима политическая поддержка и следующие шаги:
- Четко определить экологичную сталь: создать общеевропейское определение экологичной стали, согласованное с определением стали с почти нулевыми выбросами Международного энергетического агентства (МЭА).
- Установить обязанности по использованию: требовать от автопроизводителей использовать в новых автомобилях большее количество экологически чистой стали: 40% к 2030 году, 75% к 2035 году и 100% к 2040 году.
- Улучшить качество переработанного стального лома с помощью мер в пересмотренном регламенте ELV: установить обязательные требования к качеству переработанной стали, чтобы она отвечала стандартам автомобильного класса, обеспечивая возможность использования большего количества переработанной стали в производстве автомобилей.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Китай ускоряет переход на "зеленую" сталь, поскольку "надвигается" CBAM. Объем сокращения выбросов СО2 в стране может составить 200 млн т к 2026 году, что равняется всем выбросам сталелитейного сектора ЕС.