Еврокомиссия в своих рекомендациях отметила реформу Государственной экологической инспекции Украины среди 5 приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды на 2024 год.
Об этом сообщает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.
Реформа государственного экологического контроля является одним из требований Еврокомиссии по дальнейшей европейской интеграции нашей страны.
Главная проблема заключается в том, что органы экологического контроля в Украине и ЕС имеют кардинально разные функции и полномочия. В ЕС природоохранные органы должны следить за тем, чтобы выполнялись нормы природоохранного законодательства, а нарушители несли ответственность. Функции же отечественной ГЭИ до сих пор сводятся преимущественно к проведению проверок и наложению штрафов, а в худших проявлениях – к "закошмариванию" бизнеса и созданию искусственных препятствий в его хозяйственной деятельности.
Совместить две такие разные по своим подходам системы невозможно в принципе. Поэтому если Украина выбрала путь евроинтеграции и хочет видеть успехи в этом процессе, откладывать реформу ГЭИ совершенно недопустимо.
Но вместо того, чтобы сделать конкретные шаги в создании концептуально нового органа по европейскому образцу, Минприроды разводило пустую болтовню и многократно вносило правки в законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", единственным реальным изменением в котором было изменение названия контролирующего органа без каких-либо трансформаций в подходах и принципах его работы.
После идеи просто сменить вывеску, экочиновников и законотворцев озарила другая мысль – закрыть ГЭИ вообще. Как говорится: "Нет органа – нет необходимости его реформировать". К счастью, через несколько месяцев от этой "гениальной" идей решили отказаться.
И вот Еврокомиссия в очередной раз была вынуждена акцентировать внимание украинских экочиновников на важности этого вопроса. Поскольку вместо того, чтобы засучить рукава и наконец-то взяться за создание принципиально новой структуры, Минприроды демонстрирует в целом лишь декоративные изменения, например, в виде “ЭкоУгрозы”.
Нежелание министерства реально реформировать систему так велико, что его видно уже и из европейских столиц. Но меняться придется, несмотря на огромное нежелание терять такой отлаженный механизм давления и заработка, который существует благодаря нереформированной ГЭИ.
Напомним, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец заявил, что реформа Государственной экологической инспекции – один из приоритетов на 2024 год.
Ранее ЭкоПолитика уже анализировала, как развивалась реформа Государственной экологической инспекции и почему фактически провалилась.
В марте мы сообщали, что в ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля.