ЕС предпринял очередную попытку заставить Минприроды провести реформу ГЭИ shutterstock

ЕС предпринял очередную попытку заставить Минприроды провести реформу ГЭИ

Анна Великая

Внимательно следим, будет ли результат

Еврокомиссия в своих рекомендациях отметила реформу Государственной экологической инспекции Украины среди 5 приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды на 2024 год.

Об этом сообщает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Реформа государственного экологического контроля является одним из требований Еврокомиссии по дальнейшей европейской интеграции нашей страны.

Главная проблема заключается в том, что органы экологического контроля в Украине и ЕС имеют кардинально разные функции и полномочия. В ЕС природоохранные органы должны следить за тем, чтобы выполнялись нормы природоохранного законодательства, а нарушители несли ответственность. Функции же отечественной ГЭИ до сих пор сводятся преимущественно к проведению проверок и наложению штрафов, а в худших проявлениях – к "закошмариванию" бизнеса и созданию искусственных препятствий в его хозяйственной деятельности.

Совместить две такие разные по своим подходам системы невозможно в принципе. Поэтому если Украина выбрала путь евроинтеграции и хочет видеть успехи в этом процессе, откладывать реформу ГЭИ совершенно недопустимо.

Но вместо того, чтобы сделать конкретные шаги в создании концептуально нового органа по европейскому образцу, Минприроды разводило пустую болтовню и многократно вносило правки в законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", единственным реальным изменением в котором было изменение названия контролирующего органа без каких-либо трансформаций в подходах и принципах его работы.

После идеи просто сменить вывеску, экочиновников и законотворцев озарила другая мысль – закрыть ГЭИ вообще. Как говорится: "Нет органа – нет необходимости его реформировать". К счастью, через несколько месяцев от этой "гениальной" идей решили отказаться.

И вот Еврокомиссия в очередной раз была вынуждена акцентировать внимание украинских экочиновников на важности этого вопроса. Поскольку вместо того, чтобы засучить рукава и наконец-то взяться за создание принципиально новой структуры, Минприроды демонстрирует в целом лишь декоративные изменения, например, в виде “ЭкоУгрозы”.

Нежелание министерства реально реформировать систему так велико, что его видно уже и из европейских столиц. Но меняться придется, несмотря на огромное нежелание терять такой отлаженный механизм давления и заработка, который существует благодаря нереформированной ГЭИ.

Напомним, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец заявил, что реформа Государственной экологической инспекции – один из приоритетов на 2024 год.

Ранее ЭкоПолитика уже анализировала, как развивалась реформа Государственной экологической инспекции и почему фактически провалилась.

В марте мы сообщали, что в ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля.

Читайте также
За неделю Госэкоинспекция насчитала более 54 млн грн ущерба окружающей среде
За неделю Госэкоинспекция насчитала более 54 млн грн ущерба окружающей среде

Более 35,1 млн грн из этой суммы – ущерб от нарушений на территории г. Кривой Рог

ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле

Защита окружающей среды – это одна из основных функций государства