Государственную экологическую инспекцию признали одним из трех главных "врагов" бизнеса в Украине. Деятельность ГЭИ должна помочь внедрить лучшие европейские практики по защите окружающей среды, но на деле эко-инспекторы продолжают "кошмарить" предприятия.
ЭкоПолитика решила по-дружески напомнить, почему Государственную экологическую инспекцию необходимо срочно реформировать.
Еще в мае 2017 года Кабинет министров одобрил Концепцию реформирования системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно этой концепции, реформа контролирующего экологического органа должна была состояться и завершиться в 2020 году. Но воз, как говорится, и ныне там.
В феврале 2020 года был зарегистрирован законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле". Этот проект настолько сырой, что эксперты, общественники, профессиональные ассоциации, бизнес, отраслевые ассоциации написали к нему десятки страниц замечаний, которые, естественно, остались без ответа. Показательно, что публичной и профессиональной дискуссии и доработки законопроекта в министерстве не ведется. Для работы над важнейшей реформой уже год не могут найти ни времени, ни политической воли, что подозрительно.
В то же время в Раде зарегистрировали законопроект №4459. Он предусматривает, что инспекторы Госэкоинспекции фактически будут приравнены к работникам правоохранительных органов, в том числе, по защите от вмешательства в их деятельность.
Документ резко раскритиковали по двум причинам:
- в тексте отсутствуют аргументы в пользу положительного влияния от такого нововведения на защиту и улучшение состояния окружающей среды;
- четко не указано, какие действия могут быть квалифицированы как сопротивление или влияние на инспекторов.
Так, законопроект призвали не принимать в том виде, в котором он есть сейчас.
Необходимость реформирования экоинспекции не оспаривается никем: ни самим органом, ни бизнесом, ни общественностью. Но в то же время реформа уже длительное время затягивается, а в территориальных органах ГЭИ процветает коррупция.
Это признают и прокуратура, и СБУ, и, естественно, представители бизнеса, которые внесли Госэкоинспекцию в ТОП-3 структур, воспринимающихся ими крайне негативно.
В конце 2020 года Европейская бизнес-ассоциация провела опрос о легкости ведения бизнеса в Украине. В южных регионах страны более 50% респондентов пожаловались именно на работу эко-инспекторов.
По всей Украине эко-инспекторы продолжают "кошмарить" бизнес и требовать дань — это ли можно назвать реформой Госэкоинспекции? Раньше главным пугалом бизнеса была налоговая инспекция, видимо ее лавры не дают спокойно жить каждому новому главе ГЭИ.
Так, в конце января в Донецкой области задержали двоих сотрудников ГЭИ, которые требовали от предпринимателя взятку в размере 25 тысяч гривен за уменьшение суммы убытков в акте экологической инспекции по факту незаконной вырубки деревьев.
На днях в Житомирской области разоблачили и.о. начальника отдела Госэкоинспекции региона, который за доллары прикрывал "черного" лесоруба.
Пару недель назад двое должностных лиц Госэкоинспекции пытались за $1000 "порешать" вопрос с выбросами предприятия сверх норм. Их также задержали сотрудники Государственного бюро расследований.
Буквально на днях глава Госэкоинспекции Андрей Малеваный пообещал, что при первых же фактах коррупции в региональных инспекциях будет тут же уволен начальник территориального отделения. Но возникает вопрос, а будет ли публичная огласка фактов коррупции или, как обычно, все "помешают" на местах и поборы продолжатся?
Каждую неделю происходит публичное задержание или открытие уголовного дела по фактам коррупции экоинспекторов на разных уровнях. При этом министерство, депутаты, глава ГЭИ интересуются только ростом полномочий, увеличением штрафов и созданием новых возможностей для того, чтобы кошмарить бизнес.
Реформа по-украински — это рост давления на бизнес прикрываясь заботой об экологии…