Еврокомиссия заявила, что ЕС отстает от планов достижения нулевого загрязнения shutterstock

Еврокомиссия заявила, что ЕС отстает от планов достижения нулевого загрязнения

Анна Великая

Страны блока стремятся к 2050 году уменьшить антропогенное загрязнение до уровня, безопасного для здоровья человека и окружающей среды

Европейский Союз точно не достигнет своих целей по нулевому загрязнению к 2030 году по трем из 11 секторов, еще по трем секторам он рискует не успеть.

Такие результаты анализа прогресса обнародовали Европейская Комиссия и Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) во втором отчете "Мониторинг и перспективы нулевого загрязнения".

Документ содержит обзор работы ЕС по достижению целей нулевого загрязнения до 2030 года. Его авторы отметили, что политика ЕС привела к уменьшению использования пестицидов, антимикробных препаратов и количества пластикового мусора в море.

"Однако уровни загрязнения всё ещё остаются слишком высокими, в частности, из-за вредного шума, выбросов микропластика в окружающую среду, загрязнения биогенными веществами и образования отходов", – говорят чиновники.

Согласно отчету, для достижения целей по сокращению загрязнения к 2030 году в ЕС необходимы гораздо более сильные действия.

Цели, по которым оценивали прогресс

Динамику достижения анализировали по 6 целям "нулевого загрязнения", некоторые из них разделены на несколько секторов:

  • цель 1 – Уменьшить более чем на 55% влияние на здоровье загрязненного воздуха.
  • цель 2 – Снизить на 30% долю людей, которых постоянно беспокоит шум от транспорта.
  • цель 3 – Уменьшить на 25% количество экосистем ЕС, биоразнообразию которых угрожает загрязнение воздуха.
  • цель 4А – Снизить на 50% потери питательных веществ.
  • цель 4В – Уменьшить на 50% использование и риск от пестицидов.
  • цель 4С – Снизить на 50% использование более опасных пестицидов.
  • цель 4D – Уменьшить на 50% продажи антимикробных препаратов для использования на фермах и в аквакультуре.
  • цель 5А – Снизить на 50% загрязнение морей пластиковым мусором.
  • цель 5В – Уменьшить на 30% количество микропластика, который попадает в окружающую среду.
  • цель 6А – Существенно снизить общее количество образующегося мусора.
  • цель 6В – Снизить на 50% количество остаточных бытовых отходов.

Какие результаты анализа получили

Аналитики наглядно показали результаты своей оценки на инфографике ниже. По их данным, ЕС удастся достичь своих целей по секторам 1 и 4В ("on track"). Еще в трех секторах – 4С, 4D и 5А – достижение цели остается возможным ("likely").

Еще три сектора оказались среди тех, цели которых скорее не будут достигнуты ("unlikely") – 3, 4А и 6А. В группу, цели которых не удастся выполнить ("off track"), относятся сектора 2, 5В и 6В.

eea.europa.eu

Источник: eea.europa.eu.

Аналитики констатировали, что анализ достижения целей нулевого загрязнения продемонстрировал неоднозначную картину:

  1. Цель 1, направленная на уменьшение влияния загрязнения воздуха на здоровье, выполняется вовремя: удалось достичь снижения на 45% по сравнению с базовым для оценки 2005 годом.
  2. Прогресс в выполнении целевой задачи 2, является ограниченным: снижение составило лишь 2% по сравнению с 2017 годом.
  3. Цель 3 представляется аналитикам маловероятной для достижения. Снижение составило лишь 13%. По мнению исследователей, загрязнение продолжает угрожать экосистемам ЕС, особенно такими веществами, как аммиак и оксиды азота.
  4. В отчете сказано, что сокращения потерь питательных веществ на 50%, как указано в целевой задаче 4А, вряд ли удастся достичь из-за постоянных проблем, связанных с сельскохозяйственными стоками и использованием удобрений. Этот показатель остается практически неизменным.
  5. Хотя ЕС достигает прогресса в выполнении целей 4В и 4С (на 46% и 25% соответственно), аналитики напомнили, что снижение рисков не должно быть связано исключительно с устойчивыми сельскохозяйственными практиками и порекомендовали пересмотреть методологию индикаторов для обеспечения точной оценки.
  6. Целевая задача 4D, по мнению авторов отчета, демонстрирует прогресс – снижение на 28% – благодаря эффективному регулированию и национальным мерам.
  7. Цель 5А, направленная на уменьшение загрязнения пластиком на 50%, демонстрирует прогресс в уменьшении морского мусора – снижение на 29%.
  8. Задача 5В, которая касается микропластика, отстает – здесь наблюдается даже повышение на 7-9%.
  9. Достижение целевых задач 6А и 6В остается маловероятным: снижение составляет лишь 0,5% и 1,5% соответственно.

Ранее ЭкоПолитика писала о том, что Еврокомиссия оценила прогресс в достижении экологических целей, и результаты чиновникам не понравились. Также мы рассказывали, что в 2022 году занятость в сфере охраны окружающей среды в странах ЕС выросла в среднем на 9,5% по сравнению с 2021 годом.

Читайте также
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"

Это грозит задержкой выплаты средств, предназначенных для защиты самых бедных европейцев

В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону
В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону

А вот в Украине – наоборот: даже те средства, которые планировали потратить на природоохранные мероприятия, перенаправляют на создание научного института

ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке
ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке

Ожидается, что 2 июля комиссар ЕС по вопросам климата Вопке Хукстра обнародует климатическую цель блока на 2040 год, для достижения которой будет разрешено использование таких кредитов

В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию
В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию

Консультативную помощь окажут также инициативам, которые подпадают под систему торговли выбросами ETS2