Европейский Союз должен пересмотреть пути уменьшения влияния CBAM на Украину, одним из которых может быть временное освобождение от действия этого механизма.
Такую рекомендацию дали аналитики Центра европейских реформ (CER) Элизабетта Корнаго и Аслак Берг в своем исследовании "Уроки переходного периода CBAM: Раннее влияние на торговлю и климатические усилия".
Они предложили Европейской комиссии, которая готовится к первому пересмотру и возможному расширению CBAM, поддержать своих развивающихся торговых партнеров в декарбонизации их промышленности. Авторы отчета говорят, что сделать это можно с помощью политических консультаций, передачи технологий и финансовой поддержки, финансируемой за счет поступлений от CBAM.
"Если ЕС серьезно относится к своей роли лидера в сфере климата, он должен оказывать ощутимую поддержку развивающимся странам в декарбонизации промышленности – прежде всего, если он хочет сохранить климатическую дипломатию на плаву", – заявили в CER.
Они также настаивают, что ЕС должен:
1. Использовать доходы от CBAM для финансирования политики передачи технологий и поддержки декарбонизации для наименее развитых и развивающихся стран.
2. Сотрудничать со своими торговыми партнерами, чтобы поддержать страны, желающие внедрить системы углеродных квот, помогая им в разработке и внедрении таких систем.
“Страны, которые уже ввели цены на выбросы углерода, такие как Великобритания, должны заключать двусторонние соглашения с ЕС, чтобы освободиться от CBAM и избежать бюрократических проволочек, связанных с ней. Это может потребовать от этих стран проведение переговоров с ЕС о привязке их систем торговли выбросами к СТВ ЕС”, – говорят исследователи.
3. Сделать ключевой частью своей климатической дипломатии и внешней инвестиционной стратегии конкретную поддержку декарбонизации промышленности – от финансовой поддержки до передачи технологий.
"ЕС не может просто сосредоточиться на политике чистой промышленности дома и не возглавить промышленную революцию за рубежом", – уверены авторы отчета.
Какое влияние CBAM на торговлю и климат сейчас и какие прогнозы
Аналитики утверждают, что обязательства и требования по учету и отчетности о выбросах углерода в рамках механизма трансграничной углеродной корректировки с октября 2023 года являются для импортеров и производителей административно обременительными. Но через год после их введения CBAM не оказывает заметного влияния на торговые потоки. Производители возмещают эти административные расходы и продолжают торговать с ЕС. В то же время, аналитики отмечают, что CBAM уже поощрила другие страны внедрять собственные системы углеродных цен или механизмы корректировки.
По мнению авторов отчета, с 2026 года произойдут существенные изменения, поскольку импортеры товаров CBAM должны будут платить цену на углерод, согласованную с ценой СТВ ЕС.
"Это подтолкнет иностранных производителей сосредоточиться на ограниченном экспорте более "чистой", низкоуглеродной продукции в ЕС, перенаправляя более углеродоемкую продукцию в другие страны", – говорят они.
Аналитики прогнозируют, что выбросы не уменьшатся немедленно, и мировые рынки товаров CBAM могут разделиться между низкоуглеродными и высокоуглеродными товарами – по крайней мере, пока первые не станут более конкурентоспособными на глобальном уровне. Но в долгосрочной перспективе появится больше импульса для декарбонизации производства товаров CBAM, что приведет к более чистому экспорту в ЕС и в целом к снижению промышленных выбросов.
Кто испытывает наибольшее влияние механизма трансграничной углеродной корректировки
Аналитики Центра европейских реформ предполагают, что больше всего от CBAM пострадают те страны, которые экспортируют большой объем углеродоемких товаров в ЕС и не применяют внутреннюю цену выбросов углерода. Многие являются крупными экономиками, преимущественно с высоким или средним уровнем дохода: Китай, россия, Турция, Великобритания, США.
“Эти страны имеют возможность адаптироваться к CBAM – внедряя или усиливая собственную систему углеродных цен (как Китай, Турция и Великобритания), субсидируя декарбонизацию промышленности (как это делали США с помощью Закона о снижении инфляции) или просто поглощая потери (как в случае с россией)”, – говорят исследователи.
Они особо подчеркнули, что есть большие экономики, которые пострадают от CBAM и могут нуждаться в дополнительной поддержке ЕС для адаптации своей промышленности к будущему с нулевым балансом. Среди этих стран исследователи назвали Индию, Вьетнам, Бразилию и Украину.
Напомним, ранее ЭкоПолитика брала интервью у главы Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Станислава Зинченко относительно влияния CBAM на борьбу с изменением климата, готовность украинских и европейских производителей к полноценному внедрению этого механизма и возможные пути предотвращения потерь экспорта.