Эксперты PAEW обратились в Верховную Раду по законопроекту о НДТМ facebook.com/KostiantynYalovyi

Эксперты PAEW обратились в Верховную Раду по законопроекту о НДТМ

Анна Великая

Они указали на нормы, создающие высокие риски невозможности выполнения предприятиями соответствующих требований на практике

Ассоциация профессионалов окружающей среды (PAEW) в лице президентки Людмилы Цыганок обратилась к депутатам Верховной Рады с предложениями, которые позволят учесть объективные обстоятельства, вызванные войной, при принятии проекта Закона №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения".

Соответствующее обращение специалист разместила в Facebook.

Эксперты констатировали, что реформа сферы управления промзагрязнением назрела уже очень давно. Они подчеркнули, что Ассоциация разделяет необходимость законопроекта №11355 как евроинтеграционного.

Но вместе с тем специалисты призвали законотворцев во время работы над этим документом учесть их предложения с учетом объективных обстоятельств, вызванных войной.

Они провели сравнительный анализ с предыдущим законопроектом №6004-д и сделали заключение, что новый проект Закона Украины №11355 практически на 95% списан с него, кроме незначительных технико-юридических уточнений. Однако специалисты PAEW отметили и принципиальные отличия:

1. Срок применения BREF почему-то вместо "не ранее чем через 4 года после отмены или прекращения военного положения" был заменен на 4 года после вступления в силу закона (через 12 мес. после его подписания – до этого в законопроекте №6004-д было 6 месяцев).

"Неужели законодатели знают, каким будет реальный срок прекращения военного положения?!!!" – задали резонный вопрос экологи PAEW.

2. Оставлена ​​без изменений норма, согласно которой перед выдачей интегрированного разрешения обязательно должна приехать Госэкоинспекция и проверить "реальное состояние соответствия объекта". Специалисты констатировали, что это напоминает проверку МТБ у лицензиатов перед выдачей лицензии на операции с опасными отходами.

3. Осталась норма, позволяющая проверять оператора одновременно всеми причастными к этому органами, в частности, горисполкомами. Специалисты PAEW видят в этом очередную попытку зарегулировать деятельность предприятий без подтвержденного положительного влияния на состояние окружающей среды.

4. Осталась норма по неприменению принципа "молчаливого согласия при невыдаче Минприроды интегрированного разрешения в установленный законом срок". Экологи Ассоциации подчеркнули, что это нарушение норм ст. 19 Конституции Украины.

В комментарии для GMK Center Людмила Цыганок указала, что PAEW считает необходимым отсрочить сроки вступления закона в силу до прекращения или отмены военного положения.

"Никто не знает, когда закончится война, а нормы законопроекта №11355 предусматривают его выполнение предприятиями с третьего квартала 2025 года", – пояснила она.

Также Людмила подчеркнула, что эксперты Ассоциации считают необходимым продление срока действия имеющихся разрешительных документов оператора установки на период военного положения и предоставления достаточного времени для приведения своей документации в соответствие с законом.

Она рассказала, что разрешительные документы утратят силу в октябре 2029 года, а операторы установок должны подавать заявление о получении интегрированного разрешения до октября 2028 года. Учитывая требования, предусмотренные законом, операторы установок обязаны совершить определенные подготовительные действия и профинансировать их в течение 2027 года.

"Однако наша страна в состоянии войны уже третий год, то есть никто не знает дату и условия ее прекращения, а также возможность предприятий получать интегрированное разрешение в 2027-2028 гг.", – резюмировала она.

Как уже писала ЭкоПолитика ранее, 20 июня Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Мы также проанализировали законопроект и обнаружили в нем недостатки, которые могут привести к закрытию части предприятий и к коллапсу в разрешительной системе.

Читайте также
Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ
Нереальные сроки и давление на предприятия: что не так с новым законом о НДТМ

Специалисты обозначили факторы, которые могут поставить под вопрос успешность проведения реформы промзагрязнения в Украине

Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о промышленном загрязнении
Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект о промышленном загрязнении

Он относится к основным евроинтеграционным документам в сфере охраны окружающей среды

Экокомитет согласовал законопроект №11355 о промзагрязнении ко второму чтению
Экокомитет согласовал законопроект №11355 о промзагрязнении ко второму чтению

Следим, будут ли в него внесены изменения, которых ожидают промышленники и экологи