Украинские производители используют белый непрозрачный пластик PET прежде всего потому, что он значительно дешевле стоит, чем, например, производство HDPE-упаковки.
На это обратил внимание руководитель полтавской областной организации партии "Экологическая альтернатива" Сергей Антоненко в колонке для "Фундамента". По его словам, за счет загрязнения окружающей среды отходами из неликвидной упаковки производители уменьшают собственные затраты.
Антоненко также перечислил другие причины, по которым производители используют белый PET. В частности, в результате добавления двуокиси титана, который делает материал белым, он еще и защищает полимер от воздействия ультрафиолета. Следовательно, срок хранения становится длиннее, да и в непрозрачной бутылке кисломолочная продукция кажется однородной.
"Двуокись титана обеспечивает высокую укрывистость и насыщенность цвета. Некоторые типы содержат в качестве наполнителя небольшое количество карбоната кальция (мел), который обеспечивает экономичность. Краситель является химически инертным, не растворяется в полимерах", — пояснил эксперт.
В то же время пластиковые бутылки из белого непрозрачного PET очень сложно, почти невозможно, сдать на повторную переработку, отметил Антоненко.
Он подчеркнул, что на сегодняшний день есть по крайней мере два предприятия в Киевской области, которые занимаются переработкой белых непрозрачных PET-бутылок. Одно из них перерабатывает их на флекс, который затем экспортируется в Германию для изготовления текстильных автодеталей.
Как отмечает эксперт, сбор и переработка такого пластика в Украине – это скорее частные и локальные инициативы, чем системный механизм решения проблемы загрязненности окружающей среды белыми PET-бутылками из-под молочной продукции.
"Небольшой спрос, низкая стоимость на белый флекс и трудности переработки из-за остатков молочной продукции — основные причины отсутствия заинтересованности для бизнеса в заготовке соответствующего вторсырья", — сказал он.
Несмотря на то, что украинским производителям известна эта информация, они все равно активно используют PET для изготовления упаковки. Такую свободу действий с их стороны и отсутствие ответственности, по мнению эксперта, можно объяснить затягиванием принятия законопроекта №2207-1д, предусматривающего введение в действие принципа расширенной ответственности производителя.
Тот заключается в том, что производители отвечают за свою продукцию (например, тару, электронную бытовую и офисную технику и прочее) даже после того, как продукция была использована, отслужила свой срок, стала ненужной потребителю и т.д.
Между тем, в Евросоюзе контролирующие органы и законы обязывают производителя собирать свою тару и перерабатывать. И если это не происходит, компания платит высокие штрафы. Так что ей просто невыгодно пользоваться тарой, которая не интересует переработчика. И производители выбирают более устоявшиеся варианты, например использование стеклянной, пластиковой HDPI-тары или прозрачный PET, который является одним из самых ликвидных видов вторсырья.
Антоненко добавил, что отличить белую PET-бутылку от белой HDPE-бутылки достаточно просто. На донышке HDPE-бутылки есть косая лента и цифра 2 в треугольнике, а на PET-бутылке – шарик и цифра 1 в треугольнике.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, экоактивисты призвали производителей молочных продуктов использовать для упаковки полиэтилен высокой плотности, легко перерабатываемый и нетоксичный, вместо опасного для окружающая среда "белого ПЭТа".