Экологическая политика Украины за четыре месяца войны: достижения, провалы и подводные камни

Экологическая политика Украины за четыре месяца войны: достижения, провалы и подводные камни

В Украине могут ликвидировать Министерство защиты окружающей среды

Украина уже четыре месяца мужественно противостоит российской агрессии на всех фронтах, в том числе и экологическом. Главный орган, проводящий экологическую политику страны, — Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов. Война застала его в момент переформатирования и кадровых перестановок. В феврале исполняющим обязанности министра был Руслан Стрелец, которого аж 14 апреля официально назначили на должность.

Многие члены экосообщества, в частности представители бизнеса и экологических организаций, критикуют Министерство за то, что оно якобы не смогло своевременно трансформироваться под реалии войны.

ЭкоПолитика решила выяснить, по каким направлениям в условиях войны проводят экологическую политику в государстве и что об этом думает экосообщество, бизнес и общественность. Подробнее  — в материале.

Кадровая политика в Министерстве защиты окружающей среды

В мае в Министерстве защиты окружающей среды прошла так называемая кадровая чистка. Поскольку новоназначенный министр формировал новую команду, большинство людей, назначенных бывшим министром Романом Абрамовским, потеряли свои должности.

Уволили с должностей Михаила Хорева, Романа Шахматенко и Ирину Ставчук, вместо них назначили Александра Краснолуцкого, Елену Крамаренко и Евгения Федоренко. Как выяснилось, некоторые из них о своем увольнении узнали из новостей. После этого Министерство защиты окружающей среды обвинили в том, что решение по принципиальным кадровым шагам делают тайком от профильного комитета Верховной Рады. С таким мнением выступила нардепка от "Слуги народа" и член экологического парламентского комитета Елена Криворучкина.

Она заверила, что, как народный депутат и заместитель председателя профильного комитета, потребует, чтобы министр отчитывался перед комитетом относительно эффективности одновременной замены такого количества государственных чиновников.

"Также было бы интересно услышать, какие еще изменения нам всем ожидать в кадровой политике этого министерства в будущем", — подытожила Криворучкина.

В частности, господин Роман Шахматенко в комментарии ЭкоПолитике заявил, что ему досадно из-за того, что многие начатые реформы он так и не успел закончить.

Закон об отходах 2207-1д

20 июня Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом долгожданный законопроект № 2207-1-д "Об управлении отходами".

Украина является самой грязной страной Европы. Ежедневно в Украине захороняется на мусорных свалках и переполненных полигонах примерно 33 000 тонн отходов. В год — более 12 миллионов тонн. Более 90% бытовых отходов захороняют на полигонах и только 3,2% перерабатывается, что не совпадает с европейскими стандартами. Украина является единственной страной Европы, где не реализуют принцип "загрязнитель платит" и не создают организации расширенной ответственности производителя.

"Украина наконец-то делает первый шаг на пути к цивилизованному управлению отходами. Мы уже отстали от европейских соседей на 20-30 лет. Фактически сегодня Украина является единственной страной в Европе, где государство не имеет контроля над отходами, а более 90% из них захороняется в землю "Наша цель — быть полноправным членом Европейского Союза, поэтому мы должны показать способность проводить реальные европейские реформы", — прокомментировал Стрелец.

Он пояснил, что рамочный Закон "Об управлении отходами" дает возможность начать изменения, необходимые Украине для того, чтобы стать членом Европейского Союза.

Закон позволит:

  • внедрить европейскую иерархию обращения с отходами;
  • организовать планирование системы управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях;
  • закрыть старые свалки, а оставшиеся привести к европейским нормам;
  • создать условия для построения в Украине современной мусороперерабатывающей инфраструктуры по европейским правилам и открыть границы для инвесторов;
  • установить принцип "загрязнитель платит";
  • внедрить расширенную ответственность производителя, когда производитель продукции будет обязан обеспечить полную утилизацию упаковки, которую выпустил на рынок вместе с товарами.

В то же время, документ получил очень много критики в экспертном сообществе. В частности, заместитель председателя экологического комитета Верховной Рады Александр Мариковский пообещал показать "гнилое нутро" закона. Также основательница проекта "Украина без мусора" Евгения Аратовская обвинила разработчиков законопроекта №2207-1-д в некомпетентности, из-за чего проектная менеджер реформы управления отходами команды поддержки реформ при Минприроды Татьяна Тевкун угрожает ей судом.

По мнению юристов, указанные сроки в законопроекте сформулированы так, что гражданина можно считать и "собственником отходов", и "образователем отходов", а это, соответственно, порождает правовую неопределенность, неодинаковое применение правовой нормы и неограниченное толкование ее в правоприменительной практике. Поскольку правовые нормы не четко сформулированы, что рождает правовой хаос и неизбежно приводит к произволу, а также противоречит принципу верховенства права, одним из главных элементов которого является юридическая определенность, а это противоречит статье 8 Основного Закона Украины – Конституции Украины, ведь в Украине признается и действует принцип верховенства права.

Продвижение к МОВ и ETS

Согласно Закону Украины "Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов" с 1 января 2021 года должна была быть внедрена новая система регулирования выбросов парниковых газов — система мониторинга, отчетности и верификации, которая предоставляла бы достоверные данные о выбросах предприятий на уровне страны. Однако на Украине она так и полноценно не заработала. Но именно она является первым этапом создания рынка торговли парниковыми квотами (ETS).

Создание рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов в обязательствах Украины по международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, в частности Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, а также во исполнение требований Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения.

По словам директора GMK Center Станислава Зинченко, после получения Украиной статуса кандидата в члены ЕС вопрос гармонизации нашего законодательства с европейским стал еще более важным.

"Очень плохо, что прекратилась подготовка к внедрению ETS в Украине. Поэтому возникает много вопросов к Министерству защиты окружающей среды, и к нашим депутатам, и к экспертам, которые участвовали в этом процессе. Фактически было проведено 1-2 общих круглых стола, где обсуждали функционирование ETS чисто в теоретическом аспекте, хотя все понимали, что Украина в рамках внедрения ETS должна пройти тот же путь, который прошла Европа, конечно, что с украинской спецификой, потому что наша экономика, энергетика и промышленность несколько иная. Важно то, что европейские коллеги должны увидеть, что мы стали на тот адекватный и прозрачный путь, который прошли они сами и по тем же правилам. Ни одного движения в этом направлении мы так и не увидели. Это, естественно, приводит в перспективе и сейчас к вопросам со стороны европейских чиновников и бизнеса", — пояснил эксперт.

Подключение к LIFE

На днях стало известно о достижении — Украина присоединилась к европейской программе LIFE для климата и окружающей среды. Что это значит для нашей страны? С вхождением в LIFE Украина может использовать часть средств программы для развития окружающей среды. Закрыть те потребности, которые ранее собственные бюджетные средства Украина не тратила никогда из-за сложного законодательства.

"LIFE – это мощный финансовый инструмент стран-участниц. То есть, Украина получила от Евросоюза большую поддержку и колоссальные возможности не только для восстановления окружающей среды после вооруженной агрессии России, но и в целом для восстановления живой природы в Украине. Это то, на что никогда не хватало средств. Мы видим, какое страшное влияние имеет война на жизнь каждого украинца. В то же время не менее страшное влияние эта война имеет и на окружающую среду. Взять хотя бы сотни тысяч тонн лома, остающегося на территории Украины, леса, которые сегодня в значительной степени заминированы и разрушены. Надо уже начинать думать об их регенерации. Именно на эти сферы и будет направлена ​​деятельность в рамках программы LIFE", — прокомментировал заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Евгений Федоренко во время GREEN ECONOMIC RECOVERY FORUM.

За 30 лет функционирования программа LIFE софинансировала более 5600 природоохранных проектов в ЕС и за его пределами. Бюджет программы на 2021-2027 годы составляет 5,43 млрд евро.

"Для Минприроды масштаб этого решения сравним со вступлением Украины в Евросоюз", — отметил Стрелец.

Подсчет убытков для окружающей среды

С начала войны российские войска обстреливают нефтебазы и крупные промышленные объекты по всей Украине. В почву и подземные воды попадают тяжелые металлы от снарядов и военной техники. Положительным моментом стало своевременное создание Оперативного штаба, фиксирующего экологические преступления оккупантов. Его специалисты собирают фото- и видеодоказательства, используют спутниковые снимки и, по возможности, посещают места совершения преступлений и отбирают пробы для лабораторных исследований.

Минприроды заручилось поддержкой ведущих международных юридических фирм для подготовки исков против страны-агрессора.

Руслан Стрелец уже заявил, что Украина может стать первой страной в мире, которая получит репарации за преступления против окружающей среды. Вместе с экологами министерство тщательно собирает доказательную базу преступлений.

Дерегуляция бизнеса в окружающей среде

За 120 дней войны власти приняли ряд решений, которые должны способствовать дерегуляции бизнеса в окружающей среде. Как выяснилось, среди многочисленных мер, принятых "на бумаге", фактически работают только два: возможность продолжать действие/получать разрешительные документы на основе подачи декларации и моратория на плановые проверки. Об этом свидетельствует анализ членов комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию Европейской бизнес-ассоциации.

По словам координатора комитета Ольги Бойко, другие, не менее важные для предприятий, нормы действуют либо только на бумаге, либо еще больше усложняют ведение бизнеса:

1) нет возможности освобождения от уплаты экологических налогов из-за непринятого постановления КМУ о перечне территорий, где продолжаются/длительны активные боевые действия, или находящихся под оккупацией;

2) отсрочка сроков представления отчетов и любых других документов не освобождает от необходимости выполнения экологических условий, определенных в выводах оценки влияния на окружающую среду и осуществления послепроектного мониторинга в период военного положения, что невозможно из-за прямой угрозы жизни;

3) возобновление внеплановых проверок по решению Минприроды при наличии угрозы, что имеет значительное негативное влияние на защиту окружающей среды, при том, что такое влияние можно трактовать по-разному;

4) неопределенность осуществления процедуры ОВД, алгоритм которой изменялся трижды и, возможно, будет изменяться и дальше.

Бизнес-сообщество призвало доработать вышеупомянутые инициативы и способствовать осуществлению таких шагов в дерегуляции:

  1. Пересмотр процедуры осуществления ОВД (более короткие сроки, пересмотр видов деятельности, упрощение требований к отчету по ОВД и экологическим условиям заключения по ОВД, переход на электронный документооборот, отсрочку послепроектного мониторинга).
  2. Мораторий на осуществление плановых и внеплановых проверок, мораторий на устранение нарушений, указанных в предписаниях, и устранение законодательных пробелов при проверках.
  3. Мораторий на повышение технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ на стационарных источниках
  4. Урегулирование вопроса наличия территорий, на которых планируется создание объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), в перечне участков недр, спецразрешения на пользование которыми выставляются на аукцион.
  5. Урегулирование земельных отношений при предоставлении участков недр в использование.
  6. Сокращение количества согласований в сфере недропользования (горный отвод, согласование местными общинами предоставления участков недр в пользование, согласование годового плана развития горных работ).
  7. Упрощение отчетности (статистическая, электронная подача).

Урегулирование процедуры ОВД

Процедура оценки влияния на окружающую среду (ОВД) стала предметом жарких споров в экосообществе во время войны. Ведь после российского вторжения правительство закрыло доступ к Реестру ОВД.

15 марта Верховная Рада приняла в целом законопроект № 7144 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности в сфере окружающей среды и гражданской защиты на период действия военного положения". Из основного: в законопроекте отменили проведение ОВД при осуществлении восстановительных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии и боевых действий.

Однако норма не коснулась деятельности бизнеса, не ведущего на территории боевых действий.

По словам президентки Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмилы Цыганок, таким способом осуществление большинства бюджетообразующих видов хозяйственной деятельности было заблокировано.

"Фактически размещение в закрытом реестре документов как субъектов, так и УЦО, без возможности доступа к ним общественности нарушает основной принцип гласности оценки влияния на окружающую среду, нивелирует открытость и доступность этой оценки, а также нарушает требования Директивы 2011/92/ЕС", — объяснила Цыганок.

Похожее мнение высказали и в Европейской бизнес-ассоциации. Координатор комитета промышленной экологии и устойчивого развития Ольга Бойко надеялась, что опыт оперативного урегулирования проблем с процедурой ОВД во время пандемии, который был в 2020 году, поможет.

"На этот раз проблема более комплексная, ведь предприятия физически не могут выполнять разные этапы процедуры ОВД, предусмотренные законодательством. Например, качественно подготовить отчет по ОВД с точки зрения описания факторов окружающей среды достаточно сложно на территориях, где продолжались или продолжаются активные боевые действия, ведь это потенциально опасно для жизни и здоровья людей, которые будут проводить такие полевые исследования Аналогичная ситуация и по осуществлению послепроектного мониторинга. Но пока от Минприроды есть только разъяснения, которые, в отличие от законодательных актов, не имеют юридической силы, имеют информационный характер, но не решают проблемы", — объяснила она.

Впрочем, в Министерстве уже заявили, что глава ведомства Руслан Стрелец поставил задачу сохранить процедуру ОВД, несмотря на условия военного положения и сложность ее проведения. И уже 16 июня в Украине с определенными ограничениями возобновили работу Реестра ОВД.

Что изменилось:

  • сроки общественного обсуждения продлены с даты закрытия Реестра (22.03.2022) до дня его открытия;
  • в печатных СМИ повторно публиковать сообщения о планируемой деятельности и объявления о начале общественного обсуждения отчета по ОВД не требуется;
  • общественность может отслеживать ход процедур ОВД в реестре и получать документы по запросу после идентификации личности.

Редакция запросила расширенный комментарий об этом и ряде других вопросов у Министерства защиты окружающей среды, однако нам так и не удалось его получить. На днях появилась новость о том, что в Украине планируется вдвое сократить количество министерств. В частности, ликвидировать могут Минприроды и Минагро. Возможно, учитывая результаты работы в экологическом направлении, критику со стороны бизнеса и общественности не зря о ликвидации министерства задумались именно сейчас.

Читайте также
Отказы без оснований и незаконные условия: Минприроды обвинили в давлении на бизнес
Отказы без оснований и незаконные условия: Минприроды обвинили в давлении на бизнес

Предприятиям посоветовали защищать свои права в суде

Команда Гринчук: кто сейчас занимает руководящие должности в Минприроды
Команда Гринчук: кто сейчас занимает руководящие должности в Минприроды

В ведомстве произошли частичные кадровые изменения 

Должность заместителя по евроинтеграции в Минприроды заняла Ольга Юхимчук
Должность заместителя по евроинтеграции в Минприроды заняла Ольга Юхимчук

Она уже имеет значительный опыт работы в сфере охраны окружающей среды

Елена Крамаренко стала первым заместителем в Минприроды
Елена Крамаренко стала первым заместителем в Минприроды

Опыт государственной службы чиновницы в сфере охраны окружающей среды составляет 18 лет, 6 из них – на руководящих должностях