Экологическая политика послевоенного восстановления Украины: опыт передовых стран shutterstock

Экологическая политика послевоенного восстановления Украины: опыт передовых стран

У Украины есть уникальный шанс стать экономическим чудом 21 века и образцом устойчивого развития

В период послевоенного восстановления Украины центральной идеей трансформации экономики должна стать климатическая модернизация, а восстановление должно включать положительный опыт экологических политик послевоенного восстановления передовых стран.

Об этом рассказала координаторка Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко, сообщает Экономическая правда.

Все новые промышленные мощности в металлургии, пищевой переработке и энергетике будут строиться на принципах зеленой экономики, а именно минимизации углеродного следа и зависимости от ископаемого топлива, за счет значительных финансовых ресурсов западных партнеров.

Концепция экономического восстановления, озвученная в Офисе Президента и Правительстве, также включает вступление Украины в ЕС в 2024 году, энергонезависимость и дерегуляцию ведения бизнеса.

О своих намерениях поддержать украинцев в восстановлении после войны уже заявили в Европейском Союзе. Для этого Европейский Совет создаст Трастовой фонд солидарности Украины. Кроме того, о готовности финансово поддержать восстановление страны уже заявили США, Великобритания, Швеция, Испания и другие страны.

"Компании-участники Европейской Бизнес Ассоциации разделяют такие взгляды представителей власти и, в свою очередь, предлагают взглянуть на опыт послевоенного восстановления некоторых наиболее развитых стран в контексте развития экологических политик", – сказала Бойко.

Японское экономическое чудо

После окончания Второй мировой войны главной целью Японии было восстановление экономики, в первую очередь создание промышленной базы и развитие инфраструктуры. В середине 1950-х годов, благодаря сотрудничеству государства и промышленности, а также овладению технологиями, Япония быстро продвинулась в ранг крупнейших экономик мира.

В первые десять лет после окончания войны были законодательно урегулированы вопросы добычи полезных ископаемых, стандартизации и маркировки сельскохозяйственной продукции и древесины, использования химической продукции и удобрений в сельском хозяйстве, защита растений, природных территорий, дикой природы, рыбных ресурсов и т.д.

В Токио в 1949 году было принято первое в своем роде постановление о борьбе с промышленным загрязнением, которое обязывало заводы получать разрешения от городских властей и предоставлять информацию о выбросах, но никаких конкретных стандартов не внедряло.

Отдельным явлением, охватившим всю страну в это время, было противодействие вспышкам загрязнения путем заключения соглашений между местными органами власти и бизнесом (Pollution Control Agreement). В период с 1952-1970 гг. соглашения о контроле загрязнения было заключено между 106 местными органами власти и 496 компаниями. В рамках соглашений создавались рабочие группы, в которые также вошли местные жители, чтобы контролировать загрязнения.

Наибольшая эффективность экологической политики прослеживалась в 1960-1970 годах благодаря совместному финансированию природоохранных мероприятий со стороны частного сектора и государства.

Израиль

Начиная с 1948 года и в первые десятилетия обретения независимости власти Израиля сконцентрировались на экономическом развитии страны, где за двадцать лет население выросло в 5 раз, а ВВП рос на 11% ежегодно, что стало самым относительным приростом в мире.

В течение первого года существования государства Израиль, был введен мораторий на охоту для возвращения земель к сбалансированному развитию и принят ряд законов для защиты дикой природы, создания национальных парков и заповедников, запрещено курение в охраняемых лесах и т.д.

Экологической проблемой Израиля, в то время, были свалки отходов, которые не соответствовали санитарным нормам, загрязненность водоемов сточными водами, воздуха от промышленности и авто, отсутствие контроля за использованием пестицидов со стороны государства.

60-70% влажной фракции отходов составляли остатки овощей и фруктов. Уже в 1953 году в Тель-Авиве благодаря сотрудничеству власти и бизнеса появился первый полностью механизированный компостировочный комплекс с сортировочными линиями в стране. С тех пор треть городских отходов стала перерабатываться в компост.

Компания Dorr-Oliver за свой мусороперерабатывающий комплекс стоимостью $1,2 млн получила от властей Тель-Авива субсидию в размере $0,75 центов за 1 тонну переработанных отходов в связи со значительной экономией на их захоронении. Она также продавала черный гумус за $5 за м3.

Благодаря подобным проектам, в 1960 году 40% отходов за счет компостирования превращались в органические удобрения, что использовались, в основном, для выращивания цитрусовых.

Первый закон об уменьшении вредных выбросов, запрещавший необоснованное загрязнение воздуха, шум и запахи, был принят только в 1961 году. Полноценную программу управления природными ресурсами, в основе которой сочетание экономического развития, Израиль смог запустить только в 1973 году.

Западная Германия

После завершения Второй мировой войны Германия ушла в восстановление экономики, разбомбленных городов и интеграцию миллионов перемещенных лиц в новую жизнь. К 1958 году западногерманское промышленное производство стало в 4 раза выше десятилетия назад.

В течение первого послевоенного десятилетия Западная Германия законодательно урегулировала вопросы защиты лесов и растений, работы сельскохозяйственного и добывающего секторов, охоты, земельные вопросы.

В 1952 году председатель Рурской территориальной ассоциации регионального планирования представил детальный план создания кооператива по борьбе с загрязнением воздуха в Северном Рейне-Вестфалии, где предприятия, местные муниципалитеты и региональные планировщики должны были объединиться и разработать техническое руководство по очистке воздуха и инициировать мероприятия по его очистке. Но соответствующие законодательные акты были приняты только в начале 70-х годов.

Выводы для Украины

В послевоенные времена страны работают на быстрое восстановление экономики, а экологические политики, прежде всего, сосредотачивались вокруг защиты и дальнейшего восстановления природных ресурсов национального и международного значения.

"Украина, при имеющихся ресурсах, технологиях и при сотрудничестве государства с бизнесом в направлениях дерегуляции и облегчения налоговой нагрузки, имеет уникальный шанс не только стать экономическим чудом 21 века, европейским тигром, но и образцом с точки зрения исповедования принципов устойчивого развития", – отметила Бойко.

Напомним, агрессия РФ поставила под угрозу планы Украины по декарбонизации.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Миссию ЕС по климатически нейтральных и умных городов присоединились 100 участников.

Читайте также
В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится
В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится

Закон будет способствовать развитию местного горнодобывающего сектора и расширит мощности по утилизации и переработке

Еврокомиссия предложила смягчение правил Green Deal для фермеров
Еврокомиссия предложила смягчение правил Green Deal для фермеров

Смягчение правил рассмотрят на заседании министров сельского хозяйства 26 марта

Зеленая экономика Великобритании выросла на 9% в 2023 году – отчет
Зеленая экономика Великобритании выросла на 9% в 2023 году – отчет

Объемы инвестиций в зеленую экономику снизили вдвое – до 28 миллиардов фунтов стерлингов в год