Президентка Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок назвала 5 критических пробелов в проведении процедуры оценки влияния на окружающую среду в Украине, которые не соответствуют европейским нормам и усложняют работу инвесторов.
О том, как привести в соответствие международный инструмент по принятию управленческих сбалансированных решений она рассказала на мероприятии “Школа зеленой демократии” в Кривом Роге, сообщает Офис постоянных решений.
Цыганок подчеркнули, что одним из главных принципов управления являются ключевые показатели эффективности (КРІ) каждого из процессов. Это подразумевает постоянный мониторинг результативности и оценку достижения желаемых результатов.
Среди "национальных особенностей" ОВД в Украине она назвала:
- более жесткое чем в ЕС регулирование хозяйственной деятельности, ведь ОВД распространяется не только на виды планируемой деятельности, предусмотренные Приложением I к Директиве 2011/92/ЕС, но и на виды деятельности, предусмотренные Приложением II. А также виды деятельности, не предусмотренные этими приложениями.
"Следствие: Вывод из ОВД в Украине – это не один разрешительный документ в отношении одной хозяйственной деятельности. Это разрешение в отношении 115 видов деятельности, предусмотренных ч.2 и ч. 3 ст. 3 Закона "Об оценке влияния на окружающую среду", в частности, об их изменении, переоснащении, перепрофилировании, расширении и т.д.”, – говорится в сообщении.
- критерии необходимости осуществления ОВД существенно расширены, в сравнении с требованиями европейских конвенций и директив. Европейские нормы предусматривают ОВД только для крупных месторождений, производственных объектов и другой деятельности, которая действительно может существенно влиять на окружающую среду или расположеных в экологически уязвимых местах;
- скрининг и скоупинг – в Украине отсутствуют прописанные требования по вопросам, которые необходимо рассмотреть при экологической оценке той или иной деятельности;
- практика отказа в выдаче вывода, что противоречит положениям Директивы;
В сообщении пояснили, что уполномоченный орган выдает заключение по ОВД, которым определяет допустимость или обосновывает недопустимость планируемой деятельности и определяет экологические условия ее производства. Однако Директива предусматривает не отказ в выдаче вывода, а установление экологических условий ее производства в случае недопустимости.
- закон "Об оценке воздействия на окружающую среду" дает значительные полномочия эксперту, однако нет доверия к объективности и профессиональности таких выводов.
Цыганок подчеркнула, что для приведения украинского ОВД в соответствие с европейским после победы нужно:
- пересмотреть и привести в соответствие с европейскими критериями, согласно которым определяется необходимость прохождения процедуры ОВД. Привлечь профильных специалистов соответствующих отраслей;
- разработать систему скоупинга (определение объема исследований);
- начать работу по разработке методик прогнозирования влияния на окружающей среды, которые отсутствуют (например из расчета объемов образования отходов);
- установить ответственность за невыдачу заключения из ОВД с нарушением требований нормативных актов;
- провести анализ содержания выданных выводов по ОВД убрать из выводов совершенно ничем необоснованные экологические условия.
Напомним, Кабинет министров внес изменения в Критерии определения планируемой деятельности, которые не подлежат оценке влияния на окружающую среду.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, специалисты Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) заявили, что для привлечения иностранных инвестиций в отрасль недропользования в Украине нужно ввести честные правила по продаже специальных разрешений.