Во вторник, 21 сентября, в Верховной Раде Украины представили проект государственного бюджета на 2022 год. Анализ экологичности проекта бюджета показал, что на природоохранную деятельность государства правительство, как и раньше, выделило недостаточно денег.
Положительные моменты и замечания высказала на своей странице в фейсбуке Леся Василенко, глава подкомитета по вопросам изменения климата и охраны атмосферного воздуха Комитета ВР по вопросам экологической политики и природопользования.
"На первый взгляд экология немного поднялась в повестке дня, потому что на Минприроды выделили 11,4 млрд грн, а это на 360 млн грн больше, чем в прошлом году", — отметила нардеп.
Впрочем, добавила она, есть вопросы относительно расходов на другие министерства: Минэнерго, Минтранспорта, Минагро. По словам Василенко, именно деятельность этих министерств, а не Минприроды, больше всего влияет на состояние здоровья и качество жизни украинцев.
Больше всего вопросов по финансированию Минэнерго, в котором после многочисленной критики правительство все же выделило средства на Фонд энергоэффективности.
"2,6 млрд хватит на утепление и переоборудование ну, может, 500-700 многоэтажек, — указала на негативные моменты нардеп. — Для понимания: их 180 тысяч в Украине. Поэтому такими темпами мы будем сокращать вредные выбросы и размеры платежек еще 100 лет".
Она отметила, что для выполнения обязательства по уменьшению выбросов по Парижскому соглашению правительство на энергоэффективность из госбюджета должно было дать не менее 16 млрд грн. "Это при том, что +24 млрд должны поступить в Фонд энергоэффективности со стороны международных партнеров и по расходам местных бюджетов", — уточнила Василенко.
Что касается угольного сектора, говорит политик, то "история из года в год одинакова".
"Традиционно львиная доля бюджета уходит на финансирование отрасли ископаемых источников энергии. Показатели идентичны с 2021 годом.
Мероприятия по ликвидации неперспективных угледобывающих предприятий — 1,032 млрд грн. Реструктуризация угольной отрасли — 3,1 млрд грн", — указала Василенко.
По ее словам, деньги на закрытие выделяются, но шахты не закрываются, так как средства фактически идут на покрытие долгов убыточных государственных шахт.
Нардеп отметила, что о климатическом фонде в проекте госбюджета 2022 ничего нет.
"... и быть не может, потому что нет решений правительства о создании соответствующих фондов и программ, на какие деньги фондов шли бы, — пояснила Василенко. — На государственную поддержку мероприятий, направленных на уменьшение выбросов парниковых газов, как и в прошлом году, закладывают 1 млн грн".
При этом на Национальный центр учета выбросов парниковых газов предусмотрено 10,5 млн грн, что на 600 тыс. грн больше по сравнению с текущим годом.
Однако не предусмотрена отдельная программа на предотвращение негативных последствий стихийных бедствий, таких как пожары и наводнения.
Также должно быть предусмотрено финансирование реализации Стратегии экологической безопасности и адаптации к изменению климата до 2030 г., которую скоро должны принять.
Не лучшая ситуация и с финансированием атомной энергетики. Для вывода из работы энергоблоков АЭС предусмотрен специальный Фонд резерва снятия с эксплуатации атомных энергоблоков (ФРЗЕ), который наполняется деньгами, уплаченными по тарифу на электроэнергию. Однако их быстро съедает инфляция, заметила Василенко.
До сих пор нет и ни одной программы в поддержку органического хозяйства в агропромышленной отрасли.
К тому же раз урезали финансирование природоохранных мероприятий: на этот раз уменьшили аж на 37 млн грн. Если в текущем году закладывали 165,8 млн грн, то на следующий год — 128,6 млн грн.
Василенко заверила, что вместе с командой они будут подавать поправки.
Накануне ЭкоПолитика писала, что в Минфине подсчитали, сколько принесет бюджету повышение эконалога втрое.