Экокомитет ускоряет работу над законами о выбросах, недрах и статусе Изумрудной Сети Liga.net

Экокомитет ускоряет работу над законами о выбросах, недрах и статусе Изумрудной Сети

Иван Шевчук

На заседании Комитета ВР по вопросам экологической политики и природопользования обсудили прохождение целого ряда законопроектов, связанных с охраной окружающей среды

Сегодня, 19 января, состоялось заседание Комитета Верховной Рады Украины по экологической политике и природопользованию. Изрядное количество экологических законопроектов на заседании Комитета рассмотрели в порядке информирования о состоянии их подготовки. Сделано это было по требованию заместителя председателя экокомитета Александра Мариковского , считающего, что парламент затягивает подготовку этих документов.

ЭкоПолитика проанализировала содержание этих законопроектов и предлагает своим читателям ознакомиться с их содержанием и ходом обсуждения.

Законопроект №2207-1 "О принятии за основу проекта Закона Украины об управлении отходами" (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Олег Бондаренко ). Цель закона - уменьшить образование отходов и снизить негативные последствия от их образования и управления. Документ разработан, чтобы усовершенствовать систему управления отходами, согласовать ее нормативы с требованиями директив Евросоюза, приблизиться к целям устойчивого развития. Он внедряет новую систему управления отходами, ответственность производителя, стимулирует эффективную переработку. Среди прочего, законопроект предполагает создание информационных систем для ведения реестров, отчетности, получения документов разрешительного характера.

В течение двух недель этот документ планируют рассмотреть на заседании профильного подкомитета. Вокруг него на заседании комитета возник спор, в результате которого нардеп Павел Якименко предложил отстранить Александра Мариковского от работы над этим документом.

Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" преследует цель защитить окружающую среду, жизнь и здоровье человека. (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Александр Мариковский). Законопроект предлагает объединить основные контролирующие функции в сфере защиты окружающей среды в один орган государственного экологического контроля, действующий на центральном и региональном уровнях.  Некоторые эксперты считают, что авторы законопроекта наделили этот орган чрезмерными полномочиями, например, осуществления внеплановых проверок без предупреждения и без согласования с Минприроды. Отмечается также резкое повышение штрафов, а также нелогичное соотношение их размеров: за недопущение инспектора к проведению контроля - 1,5 млн грн, а за фактически совершенные нарушения экологического законодательства - от 140 до 280 тыс. грн.

Законопроект № 3796 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственного обращения с домашними и дикими животными, которые содержатся в неволе" (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Юлия Овчинникова). Целью этого документа является внедрение концепции "ответственного владельца животного". Для этого предложено создать обязательную систему регистрации и идентификации животных, четко расписать компетенцию и сферы ответственности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с защитой животных. Ожидается, что внедрение действенной системы идентификации и регистрации животных позволит решить ряд вопросов: учет беспризорных животных; возможность поиска владельца животного, если оно потерялось, и т.д. Законопроект также предлагает расписать основные принципы содержания диких животных в неволе и полусвободных условиях.

Законопроект № 4187 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о поддержке развития отечественных отраслей недропользования" (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Павел Якименко). Цель законопроекта – создать прозрачную, удобную и понятную систему пользования недрами, снизить чрезмерное государственное влияние на отрасль, повысить уровень конкуренции и легализовать отношения в сфере пользования недрами. О необходимости изменений, как считают авторы законопроекта, свидетельствует то, что в нашей стране из более 9 тысяч месторождений полезных ископаемых, имеющих промышленное значение, в 2019 году разрабатывались лишь около трети. При этом по данным Государственной службы геологии и недр Украины в 2019 году 65% заявлений на предоставление спецразрешений было возвращено с отказом.

Среди прочего, законопроект предлагает для непосредственной реализации права собственности Украинского народа на недра дать гражданам право на получение части дохода государства от рентной платы за пользование недрами.

Впрочем, в некоторых положениях законопроекта эксперты усматривают коррупционные риски. К примеру, это касается введения рассроченного платежа по оплате цены специального разрешения на использование недрами.

На заседании Комитета его председатель Олег Бондаренко отметил, что в законопроекте следует позаботиться о его экологической составляющей, а не только упростить использование недр.

На заседании парламентского экокомитета рассмотрели сразу два законопроекта, касающиеся статуса территорий Изумрудной сети. (Автор основного законопроекта №4461 – народный депутат от ПП "Слуга народа" Юлия Овчинникова). Их цель - установить правовые и организационные основы определения территорий Изумрудной сети и управления ими в Украине для сохранения природных поселков и видов фауны и флоры, подлежащих особой охране.

Речь идет о полноценном присоединении Украины к новейшей сети природоохранных территорий, сформированной по европейским стандартам.

Эксперты считают, что в законопроекте следует предусмотреть, что земельные участки, на которых предприятия уже осуществляют свою операционную деятельность согласно действующему законодательству, не могут быть предложены Уполномоченным органом для включения в Нацреестр по Изумрудной сети. Такая гарантия будет способствовать защите отечественных и иностранных инвестиций. Также отмечается, что следует согласовать нормы проекта закона с действующим законодательством по оценке воздействия на окружающую среду (ОВД).

Альтернативный законопроект №4461-1 (Автор – народный депутат от ЧП "Слуга народа" Павел Якименко) детализирует порядок определения территории Изумрудной сети, прописывает обязанность государства возместить ущерб инвесторам в результате запретов или ограничений деятельности на территориях Сети.

Во время заседания экокомитета нардепы предполагали вариант, что в конечном итоге на рассмотрение парламента будет предложен единый согласованный документ, касающийся Изумрудной Сети.

Сразу три законопроекта, которые рассматривали члены экокомитета, касаются промышленного загрязнения территорий. Это законопроект №6004 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" (Автор – народный депутат от ПП "Голос" Александра Устинова), а также альтернативные проекты №6004-1 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Олег Марусяк), и №6004-2 "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду" (Автор – народный депутат от ПП "Слуга народа" Олег Бондаренко).

Все законопроекты касаются внедрения европейских Наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ). Речь идет о наиболее эффективных с точки зрения защиты окружающей среды технологиях, разработанных с учетом особенностей промышленных секторов и экономической целесообразности их внедрения. Различаются законопроекты тем, насколько учтено влияние предложенных новаций на украинскую промышленность и насколько реалистичны сроки безболезненного введения этих новаций.

Положительным моментом законопроекта №6004-1 эксперты считают приведенный здесь исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении отступления, что уменьшает потенциальные коррупционные риски и возможные риски безосновательных отказов в предоставлении отступления. Остановка интегрированного экологического разрешения разрешительным органом осуществляется только на основании решения административного суда.

Проект Закона №6004-2, по мнению специалистов, предусматривает слишком короткие сроки для внедрения автоматизированного мониторинга выбросов и передачи результатов такого мониторинга в режиме реального времени. Неоправданным является и запрет проводить пусконаладочные работы до получения интегрированного разрешения, хотя они не могут приравниваться к промышленной деятельности.

Ранее ЭкоПолитика уже рассказывала о других вопросы, рассмотренных на сегодняшнем заседании парламентского экокомитета .

Читайте также
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады

Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка
Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка

Экокомитет рассмотрит план своей работы на период 11 сессии Верховной Рады