В начале недели Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом долгожданный законопроект № 2207-1-д "Об управлении отходами".
Почему новое законодательство об отходах в Украине сейчас актуально — дали объяснения в общественной организации "Еколтова".
Прежде всего представители ОО подчеркнули, что действующее законодательство Украины о сфере управления отходами очень далеко от требований современных реалий.
"Фактически ЗУ "Об отходах" 1998 года настолько устарев, что не стоит затрат времени на внесение тысяч, не побоимся этих слов, правок", — сказали активисты.
Кроме того, в Украине в настоящее время нет действующего классификатора опасных отходов и процедуры выдачи разрешений на операции обращения с отходами, что приводит к и без того ряду угроз для окружающей среды и здоровья населения.
Как отметили в ОО "Эколтава", один закон для целого сектора обращения с отходами недостаточно, поэтому он не работает.
"Вжав все в один документ, мы получим солидный Кодекс, перегружен к восприятию, еще более длинную процедуру утверждения и, если бы нам удалось даже его принять, мы непременно столкнемся с необходимостью постоянного внесения правок", — отметили в организации.
Именно поэтому требуется рамочный закон (примером такого является Рамочная Директива ЕС об отходах 2008/98/ЕС). Такой документ поможет определить общие требования к обращению с отходами и определить четкие цели за отдельными промежутками времени.
Какие вопросы решает законопроект 2207-1д:
- приведение дефиниций украинского законодательства к определениям ЕС;
- открытие пути принятия секторальных законов (отходы тары и упаковки, отходы добывающей отрасли, батарейки и аккумуляторы, электронного и электрического оборудования и т.д);
- внедрение принципа расширенной ответственности производителей и механизмов привлечения финансирования для создания действенной системы сбора и утилизации отходов;
- создание центрального органа исполнительной власти в сфере управления отходами и формирование разрешительной системы в сфере обращения с отходами (лицензирование, разрешения на операции обработки отходов, трансграничная перевозка);
- налаживание администрирования процесса предоставления услуг обращения с отходами;
- формирование эффективного тарифа с учетом расходов на вывоз, обработку и захоронение и введение контроля за деятельностью полигонов, включая заложение средств на рекультивацию и уход за полигоном в течение 30 лет после закрытия;
- установление целевых показателей подготовки отходов к повторному использованию, рециклинга бытовых отходов и другого материального восстановления;
- обязательный допуск представителей государственной экоинспекции на объекты обращения с отходами и процедур мониторинга и отчетности;
- предлицензионная проверка материально-технической базы субъекта хозяйствования;
- формирование открытой электронной базы данных.
Активисты обратили внимание на то, что предложенный законопроект № 2207-1д не решает всех насущных вопросов и не поможет быстро создать инфраструктуру для качественного обращения с отходами. Но он создает основу коренного изменения устаревшей коррупционной системы обращения с отходами в Украине и открывает путь к принятию новых эффективных решений.
Как сообщала ЭкоПолитика накануне, 282 голосами народных депутатов принято во втором чтении и вообще Закон "Об отходах".