Декарбонизация по-украински: удастся ли адаптировать практики ЕС?

Декарбонизация по-украински: удастся ли адаптировать практики ЕС?

В части стран ЕС также есть собственные фонды декарбонизации, несколько схожие с украинским.

С 1 января 2024 года в Украине заработает Государственный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации. Соответствующий законопроект №8433, предусматривающий создание этого Фонда, на днях подписал Президент. Фонд будет наполняться с эконалогов, уплаченных за выброс углерода в атмосферу из стационарных источников загрязнения. Как утверждают в Госэнергоэффективности, такое целевое использование эко-налога предусмотрено в 21 стране ЕС.

Действительно ли мы учли передовые европейские практики и какие риски этой идеи – разбиралась ЭкоПолитика.

Как действуют фонды декарбонизации в ЕС?

В Европейском союзе система финансирования процессов декарбонизации имеет два уровня. Первый – это финансирование непосредственно от ЕС через Инновационный фонд или гранты. И второй – национальные фонды или отдельные проекты, гранты органов исполнительной власти государств Европы.

Инновационный фонд – это одна из крупнейших в мире систем финансирования инновационных низкоуглеродистых технологий и ключевой элемент финансирования общеэкономических обязательств ЕС в рамках Парижского соглашения. Фонд – преемник NER300 programme.

Его задекларированная цель – "помочь предприятиям, работающим в странах Европейского союза, инвестировать в чистую энергетику и промышленность, чтобы ускорить экономический рост, создать местные рабочие места, готовые к будущему и укрепить европейское технологическое лидерство в глобальном масштабе".

Наполняется этот фонд денежными средствами, полученными от системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Как сообщают на сайте Европейской комиссии, в период 2020-2030 годов Фонд потенциально может получить примерно 38 миллиардов евро, в зависимости от цены углерода (расчет произведен при 75 евро/т CO2). Следовательно, он сможет профинансировать проекты примерно на такую ​​же сумму.

Инновационный фонд ЕС раз в год проводит конкурсы крупных и малых проектов, предлагающих ранее неиспользовавшиеся прорывные решения.

Финансирование получают лучшие идеи по направлениям:

  • внедрение низкоуглеродистых технологий в энергоемких отраслях,
  • создание системы абсорбции и последующего использования углерода,
  • инновационное производство возобновляемой энергии,
  • хранение энергии.

Важно, что фонд сосредотачивается на проектах, которые предлагают не просто точечное решение проблемы, а могут стать образцом для подражания другим компаниям в будущем.

Благодаря значительным объемам финансирования фонд может поддержать достаточно масштабные и затратные инициативы. Летом 2022 года, в рамках второго конкурсного отбора, фонд выделил 1,8 млрд евро на 18 инновационных проектов.

Среди них, например, Air – совместный проект шведской химической компании Perstorp, коммунального предприятия Fortum и компании Uniper Sydkraft. Он выиграл финансирование на производство устойчивого метанола из CO2 (до 200 тыс. тонн в год), возобновляемого водорода и биогаза.

Другой масштабный проект – HySkies, созданный в партнерстве Shell со шведской энергетической компанией Vattenfall и производителем биореактивных двигателей Lanzajet. За ним планируется производство синтетического экологически чистого авиационного топлива и установка на заводе системы улавливания углерода.

В части стран ЕС также есть собственные фонды декарбонизации, несколько схожие с украинским. Правда, они действуют на разных началах в зависимости от страны. Финансируются частично на средства от эконалога, а частично полученными средствами от продажи квот на выбросы, но в большей степени – общеевропейскими целевыми фондами. Работают такие фонды с разными видами как малого, так и крупного бизнеса. Рассмотрим некоторые из них.

Германия
Здесь вопросом декарбонизации занимается Фонд климата и трансформации (CTF) , финансируемый общеевропейскими фондами и национальными поступлениями за выбросы углерода.

В период с 2023 по 2026 год федеральное правительство планирует потратить 177,5 млрд евро на меры по смягчению изменения климата и трансформации экономики Германии. Расходы на 2023 год составят 35,4 млрд евро.

Основная часть расходов уйдет на финансирование климатической реновации построек. Но кроме этого предусмотрены также компенсации для возобновляемой энергетики; финансирование программ модернизации угольных электростанций для использования газа, чтобы они затем могли работать на "зеленом" водороде; финансирование эффективных, экологически чистых сетей теплоснабжения; гранты на покупку исключительно электрических и транспортных средств, работающих на топливных элементах.

Испания

В Испании работает Углеродный фонд FES-CO2, финансируемый, в частности, доходами от продажи прав на выбросы парниковых газов.

Фонд "предлагает поддержку частному сектору для проведения низкоуглеродистой деятельности и способствует созданию инвестиционного климата, необходимого для развития чистых технологий". Как утверждается на странице фонда, он обеспечил жизнеспособность чистых технологий в стране, финансируя их развитие и распространение.

Франция

Во Франции существуют три фонда, которые работают на снижение климатических последствий. В их числе Фонд экономики замкнутого цикла, Фонд тепла и Фонд декарбонизации промышленности.

Фонд декарбонизации промышленности занимается промышленными инвестициями в области энергоэффективности, электрификации и адаптации процессов по сокращению выбросов CO2. Средства фонд получает в рамках Плана восстановления Франции, финансируемого Европейским союзом.

Как мы уже упоминали выше, финансирование декарбонизационных проектов может происходить и путем отдельных грантов. К примеру, в конце февраля Европейская комиссия одобрила грант ArcelorMittal от правительства Испании в размере €460 млн на строительство завода прямого восстановления железа (DRI) стоимостью €1 млрд на предприятии компании в Хихоне на севере страны. Вместе с электродуговой печью завод DRI заменит одну из доменных печей и позволит постепенно выводить природный газ из производственного процесса, сообщили в Еврокомиссии. Ожидается, что завод заработает до конца 2025-го и будет производить 2,3 млн т DRI в год. Это позволит сократить в общей сложности 70,9 млн т выбросов CO2.

Тогда же был одобрен грант на €55 миллионов для поддержки строительства немецкого завода "зеленой стали" ArcelorMittal. Этот демонстрационный завод в Гамбурге будет использовать восстановительный водород, что позволит избежать более 700 000 тонн выбросов углерода. Ожидается, что завод будет иметь годовую мощность 100 000 тонн чугуна прямого восстановления, являющегося ключевым сырьем для производства стали. Он заработает в 2026 году.

Еще один пример. В начале марта ведущий немецкий производитель стали ThyssenKrupp Steel заключил контракт с технологической компанией SMS group на строительство завода по производству железа прямого восстановления (DRI), который может работать с использованием водорода. Планируется, что завод мощностью 2,5 млн т DRI в год будет введен в эксплуатацию в конце 2026 года. Его ориентировочная стоимость – €1,8 млрд. Пока компания ожидает согласования гранта от ЕС, но уже получила заверения в финансовой поддержке правительства Германии.

В целом же, независимо от страны, продажи квот и налоги составляют лишь незначительную долю в финансировании фондов и проектов декарбонизации. Основные их средства – это грантовая поддержка ЕС. Ключевыми получателями этой поддержки в ЕС являются проекты по "зеленой" энергетике и стальная индустрия – как базовые отрасли экономики.

Как будет работать украинский фонд декарбонизации?

Положение о Фонде декарбонизации внесено в законопроект №8433 "О внесении изменений в раздел VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины об использовании средств со счетов в поддержку Украины". Другие документы о деятельности фонда пока не утверждены.

Как отмечают в пресс-службе Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, Фонд будет наполняться за счет экологического налога на выбросы СО2, который будут в первую очередь оплачивать крупные промышленные предприятия. Для создания этого фонда налог на выбросы углерода направлялся в общий фонд бюджета.

Как сообщил глава министерства Александр Кубраков, аккумулированные Фондом средства, среди прочего, будут направлены на увеличение использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива и сокращение выбросов углерода.

"Создание Фонда декарбонизации и энергоэффективной трансформации — сигнал международным партнерам, что наша страна развивается по европейским принципам. В частности, это касается уменьшения выбросов СО2 и инвестиций в энергоэффективность Такие шаги дадут возможность для восстановления украинской экономики и развития общин" – цитирует Александра Кубракова пресс-служба Министерства.

Какова ситуация с финансированием Фонда декарбонизации?

Как видим, европейские фонды и национальные правительства помогают в модернизации известных промышленных гигантов. Сможет ли это позволить украинский Фонд декарбонизации?

Если в отдельных странах ЕС налог на выбросы углерода достигает €80, а также €147, как, например, в Швеции. В Украине в 2023 – это 30 грн на тонну СО2. Однако в итоге этот налог позволяет аккумулировать немалые суммы. К примеру, за январь-ноябрь 2021 года украинские предприятия уплатили 1,2 млрд грн. Но, к сожалению, все эти деньги, в отличие от распространенной практики в ЕС, идут не на эко-модернизацию промышленности, а в общий фонд госбюджета и лишь часть используется не понятно как на региональном уровне.

В то же время следует понимать, что налог не может быть основным источником финансирования Фонда декарбонизации. По его официальным данным, для его наполнения планируется привлекать международные кредиты и гранты. Как утверждает, вице-президент ПАЭУ Владислав Антипов, украинское правительство уже ведет переговоры со многими мировыми климатическими фондами по привлечению средств для декарбонизации нашей экономики, а партнеры хорошо понимают, что у Украины есть в этом направлении значительный потенциал.

О конкретных договоренностях в правительстве пока не отчитывались, и если они сложатся – масштабные проекты для украинского Фонда декарбонизации тоже станут реальными.

Какие риски деятельности новосозданного Фонда?

По словам Владислава Антипова, основным риском для Фонда является то, что его средства не будут направлены на реальные проекты по декарбонизации и энергоэффективности.

"Очень часто у нас случается, что порядок использования средств государственного фонда прописан так, что их практически невозможно использовать. Как следствие, тот, кто согласует какое-либо решение по выделению денег из фонда, потенциально становится "клиентом" НАБУ. Другая угроза наоборот заключается в том, что порядок использования средств государственного фонда будет позволять финансирование лишь бесполезных исследований через карманные фирмы коррупционеров. Сегодня, наша страна много задач в сфере государственного управления решает более эффективно, чем некоторые европейские и северо-американские страны. Нужно просто не дать недобросовесным чиновникам превратить хорошую идею в очередную коррупционную "кормушку", — заключает Антипов.

***

За прошлый год войны Украина радикально снизила выбросы СО2 в атмосферу. Но произошло это не благодаря удачной экологической политике и модернизации предприятий, а из-за падения производства: часть предприятий не могли работать в полную силу из-за перебоев с электричеством в результате российских атак, большая часть – вообще были уничтожены. Поэтому деятельность Фонда должна быть сконцентрирована на привлечении и поддержке зеленых инвестиций в новую энергетику и промышленность.

В процессе обсуждения будущего восстановления украинской промышленности заинтересованные стороны сходятся на том, что нет возможности возобновлять промышленные активы такими как они были — необходимо использовать самые современные передовые технологии. Промышленность должна быть восстановлена ​​на принципах зеленой трансформации. Это поможет нам создать современную, конкурентную, сильную экономику, которая будет не догонять мировые процессы, а развиваться в унисон с ведущими экономиками Европы и мира. Содействие формированию такой экономики – и должно быть основной задачей созданного Фонда декарбонизации.

Читайте также
€4,8 млрд доходов от продажи квот ЕС направит на net-zero проекты
€4,8 млрд доходов от продажи квот ЕС направит на net-zero проекты

Это поможет внедрить передовые чистые технологии в жизнь по всей Европе

Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире
Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире

Они подчеркнули решающую роль частного сектора в стимулировании инноваций и ускорении инвестиций для перехода на чистую энергию

Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать
Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать

Учреждение не может выполнять задачи, для которых было создано