CBAM может помешать глобальной борьбе с изменением климата shutterstock

CBAM может помешать глобальной борьбе с изменением климата

Екатерина Белоусова

Европа должна найти способы помочь другим странам придерживаться ее правил

Недавно согласованный в ЕС механизм корректировки углеродных границ (CBAM) может замедлить, а не стимулировать глобальные усилия по декарбонизации.

Углеродная пошлина может создать две отдельные цепочки поставок, одна из которых будет "чистая" для стран со схемами торговли выбросами, а другая – "грязная" для бедных стран, написал обозреватель Bloomberg Opinion Михир Шарма в колонке на The Washington Post.

Отмечается, что CBAM призван предотвратить "утечку углерода", чтобы производители товаров с высоким содержанием СО2 не имели бы преимуществ над теми, кто инвестировал в сокращение своего углеродного следа. Однако существует риск, что вместо декарбонизации компании глобального юга сосредоточатся на развивающихся странах.

“Это именно те регионы, где в течение следующего десятилетия будет залито больше бетона и будет использоваться сталь. Действительно, наибольший рост потенциальных выбросов в течение следующего десятилетия будет происходить за счет производства и потребления на юге планеты", – сказал Шарма.

Он отметил, что компании развивающихся стран могут отвергнуть нереалистичные европейские стандарты. Хотя большинство ограничений в торговле влечет определенную несправедливость, научный анализ показал, что прирост благосостояния в отдельных развитых странах от CBAM составит $141 миллиард. А ежегодные потери благосостояния в развивающихся странах составят $106 млрд.

Кроме того, странам глобального юга не хватает подробных сведений о выбросах, необходимых для точной сертификации конкретных производителей.

Отмечается, что есть призывы к использованию части дохода от CBAM для поддержки декарбонизации на глобальном юге. "Глобальный климатический альянс", предложенный на Климатическом саммите COP27, был направлен на поиск надежных способов стимулирования декарбонизации путем распределения доходов от налогов на углерод.

"К сожалению, Европарламент уже счастливо потратил часть этих денег на подкуп некоторых восточных членов ЕС, чтобы они согласились на Европейское "зеленое" соглашение", – написал Шарма.

Он добавил, что трудоспособный климатический альянс мог бы опираться на идею G-7 "климатического клуба", предлагая разное отношение к своим членам. Такие усилия должны включать в себя создание путей в соответствии с новыми правилами Европы для региона или страны. Низкие требования к проверке могут быть установлены для экспортеров из Бангладеш, например, вместе с менее строгим тарифом на углерод, чем взимаемый с экспортеров из Китая или Соединенных Штатов.

Шарма отметил, что Европа должна найти способы помочь другим странам соблюдать ее правила.

Напомним, в декабре участники переговоров ЕС достигли соглашения по CBAM (механизму коррекции углеродных границ), который будет распространяться на импорт водорода, железа и стали, цемента, удобрений, электроэнергии и алюминия.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в глобальной борьбе с изменением климата важен пересмотр стандартов мировой торговой политики. Решение кроется в увеличении налогов для "грязных" товаров и освобождении от тарифов на "зеленые".

Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране