Быстрый запуск Системы торговли выбросами может помешать ее эффективности и экономике – Глущенко shutterstock

Быстрый запуск Системы торговли выбросами может помешать ее эффективности и экономике – Глущенко

Екатерина Белоусова

Построение украинского СТВ – это длительный и кропотливый поэтапный процесс

Аналитик из GMK Center Андрей Глущенко предупредил, что форсирование запуска системы торговли квотами на выбросы (СТВ), пилотный запуск которой анонсирован на 2025 год, увеличивает риски будущих "перекосов" в ее работе.

Некачественное СТВ может навредить экономике, не выполнять свои функции или же не будет признаваться со стороны европейских партнеров, сообщает Европейская бизнес ассоциация.

Как известно, СТВ поможет украинским компаниям избежать налогового бремени европейского механизма углеродной корректировки импорта (CBAM), уплата которого начнется с 2026 года. Уплата углеродных пошлин подталкивает правительство Украины к быстрому введению СТВ.

Глущенко подчеркнул, что введение СТВ является одним из требований Соглашения об ассоциации с ЕС. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов поддерживает выполнение этого требования и планирует:

  • в 2024 году подать в Верховную Раду законопроект о создании СТВ;
  • в 2025 году запустить систему в пилотном режиме;
  • в 2026 перейти к полноценной работе этой системы.

“На первый взгляд, все выглядит идеально – Украина двигается в фарватере евроинтеграционного курса, а правительство это движение решительно поддерживает. Однако когда начинаешь разбираться более подробно, возникают серьезные вопросы относительно реалистичности заявленных амбиций”, – отметил он.

Аналитик пояснил, что первую фазу европейской СТВ (EU ETS) запускали около 5 лет и систематически совершенствовали систему. Сейчас в ЕС действует уже четвертая фаза EU ETS, к которой шли 19 лет. Украина может использовать определенные европейские наработки в СТВ. Однако полностью скопировать систему невозможно из-за разных степеней экономического развития.

Глущенко отметил, что запуск украинской СТВ, которая с первого этапа была бы максимально приближено к текущей EU ETS, требует учета критических вопросов, в частности:

  • каков масштаб охвата (виды экономической деятельности, виды парниковых газов);
  • как установить верхний предел выбросов в системе – на довоенном или текущем уровнях;
  • какие будут действовать правила распределения квот в СТВ и т.д.

По его мнению, некоторые из этих вопросов требуют серьезных обоснований, например учитывание выбросов предприятий на оккупированных территориях, корректировка верхнего лимита выбросов после деоккупации этих территорий и т.д.

Он пояснил, что в EU ETS часть квот выделяется бесплатно на основе бенчмаркеры, то есть выбросов наиболее эффективных установок отрасли, что стимулирует предприятия снижать выбросы. Однако непонятно, как рассчитывать эти бенчмаркеры для Украины.

Глущенко подчеркнул, что в ЕС для обоснования некоторых элементов ETS собирали данные в течение двух фаз в 2005-2012 годах, параллельно внедряя систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов (МЗВ). Хотя Украина запустила собственное МЗВ в 2021 году, получить первые верифицированные данные по углеродным выбросам в 2022 году не удалось.

“По состоянию на данный момент система МЗВ не работает, как нужно, и у нас нет полных данных по выбросам, а эти данные очень важны для обоснования элементов дизайна украинского СТВ. Чтобы собрать достаточное количество данных, по нашему мнению, нужно как минимум 3 года полноценной работы МЗВ”, – сказал он.

Аналитик добавил, что параметры СТВ нужно еще их согласовать между собой и воплотить в соответствующие нормативно-правовые акты – эта работа также требует времени. В Украине также нет в достаточном количестве специалистов, которые потенциально могли бы поддерживать и администрировать работу СТВ. Для их подготовки нужно иметь утвержденные правила работы СТВ, которые сейчас только нарабатываются.

“Построение украинского СТВ – это длительный поэтапный процесс, который должен опираться на дорожную карту гармонизации украинского СТВ с EU ETS. Только при таком условии мы можем сконструировать такое СТВ, которое действительно будет способствовать европейской интеграции Украины и достижению наших климатических целей”, – подчеркнул Глущенко.

Напомним, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец в очередной раз заявил, что в Украине в 2025 году запустят в тестовом режиме СТВ (систему торговли выбросами), а в 2026 году – в полноценном. Однако в экосообществе считают такие сроки нереалистичными.

Ранее ЭкоПолитика пообщалась с координаторкой Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольгой Бойко о том, готова ли Украина к запуску СТВ как законодательно, так и реально.

Читайте также
Еврокомиссия определилась с количеством квот в рамках СТВ2 на 2027 год
Еврокомиссия определилась с количеством квот в рамках СТВ2 на 2027 год

Их объем будет способствовать достижению климатических целей ЕС на 2030 год

Азербайджан хочет ввести собственную систему углеродных квот
Азербайджан хочет ввести собственную систему углеродных квот

Страна рассматривает разные модели ценообразования

Глава Минприроды в который раз анонсировал запуск СТВ: реально ли это сделать за 2 года?
Глава Минприроды в который раз анонсировал запуск СТВ: реально ли это сделать за 2 года?

До сих пор нет законопроекта "О системе торговли квотами на выбросы парниковых газов", который начали разрабатывать еще в 2021 году

В ЕС энергетический кризис приведет к росту цен на выбросы углерода – аналитики
В ЕС энергетический кризис приведет к росту цен на выбросы углерода – аналитики

Снижение промышленного производства в Европе может сократить спрос на разрешения