Будущее СТВ ЕС: эксперты дали рекомендации по сохранению эффективности shutterstock

Будущее СТВ ЕС: эксперты дали рекомендации по сохранению эффективности

Анна Великая

Они призвали к быстрым, взвешенным и продуманным изменениям

Для сохранения эффективности европейской системы торговли квотами на выбросы нужна ее адаптация к новым экономическим условиям, совершенствование механизма углеродной корректировки импорта, а также сбалансирование цены углеродных кредитов и расходов предприятия на соблюдение требований по выбросам.

Об этом заявили специалисты инициативы "Европейский круглый стол по вопросам изменения климата и устойчивого перехода" (European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition – ERCST) в своем третьем отчете по проекту "Будущее торговли квотами на выбросы в ЕС".

Эксперты выделили 6 основных аспектов, на которые нужно обратить внимание чиновникам ЕС, чтобы сохранить эффективность европейской системы торговли квотами на выбросы (СТВ ЕС – EU ETS) парниковых газов как ценового сигнала и защитить конкурентоспособность промышленности ЕС. Приводим основные тезисы:

1. Адаптация и совершенствование EU ETS

  • система торговли квотами на выбросы должна быть адаптирована к новым экономическим условиям и реалиям глобальной конкуренции;
  • необходимо расширение покрытия: включение новых секторов, таких как муниципальные отходы и сельское хозяйство, а также создание единой системы после 2031 года (объединение ETS1 и ETS2);
  • следует повысить гибкость управления системой, в частности через реформу резерва рыночной стабильности (MSR) и возможность оперативного реагирования на рыночные изменения.

2. Усиление сопроводительных механизмов

  • необходимо совершенствование механизма углеродной корректировки импорта (CBAM), которое предусматривает, в частности, устранение рисков обходных схем (например, реэкспорта).

"Однако значительные проблемы остаются, и предстоящий процесс пересмотра в этом году имеет решающее значение, поскольку времени для подхода, основанного на пробах и ошибках, осталось мало. В отличие от СТВ, которая эволюционировала путем многочисленных корректировок в течение многих лет, CBAM должен быть доработан быстро, чтобы обеспечить его эффективность", – говорится в отчете.

  • продолжение использования целевых фондов (Innovation Fund, Modernisation Fund, Just Transition Fund, Hydrogen Bank) для снижения затрат на декарбонизацию.

3. Сбалансирование цены и стоимости

  • по мнению экспертов ERCST, рыночная цена углеродных кредитов EUA (EU Allowances) должна оставаться достаточно высокой, чтобы мотивировать к декарбонизации;
  • при этом стоимость для промышленности не должна быть непомерной – ее следует смягчать через бесплатные квоты (временно), компенсацию косвенных расходов (например, через цену на электроэнергию), а также инвестиционную поддержку.

4. Создание возможностей для международной торговли квотами и изъятия углерода

  • интегрировать механизмы изъятия углерода (Carbon dioxide removal – CDR) – как внутренние, так и международные – в рамках следующего пересмотра EU ETS;

"Изъятие может играть решающую роль в достижении нулевого баланса и способствовать эффективному функционированию углеродного рынка", – говорится в отчете.

  • рассмотреть связывание с другими рынками, например, с системой торговли квотами Великобритании.

5. Поддержка спроса на низкоуглеродные продукты

Авторы отчета подчеркивают необходимость инвестировать в создание спроса на экологическую продукцию. Они предлагают это реализовать через:

  • государственные закупки;
  • маркировку;
  • поддержку потребительских рынков.

6. Обеспечение социальной справедливости и приемлемости

ETS2 (для транспорта и зданий) может быть сложным для малых и средних предприятий и домохозяйств, которые не имеют бесплатных квот, поэтому необходимо заранее подготовить меры социальной поддержки, предупреждают специалисты.

"Расходы, связанные с СТВ ЕС, не должны быть непосильным бременем для тех, кому необходимо осуществить декарбонизацию. Высокие цены не следует путать с высокими затратами – мы стремимся к высоким ценам, но таким, которые промышленность может понести, и которые не угрожают ее жизнеспособности", – говорят в ERCST.

В конце ноября ЭкоПолитика писала о том, что в ЕС посчитали, насколько эффективным был их рынок углерода в 2023-2024 годах. Оказалось, что сокращение выбросов за 2023 год и первую половину 2024 года составило историческую цифру – 16,5%, а по сравнению с выбросами от установок в 2005 году снижение произошло на 47,6%.

Читайте также
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"
Правительства ЕС срывают дедлайн по финансированию доступного "зеленого перехода"

Это грозит задержкой выплаты средств, предназначенных для защиты самых бедных европейцев

В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону
В 2024 году бюджет ЕС на охрану окружающей среды стал рекордным и превысил расходы на оборону

А вот в Украине – наоборот: даже те средства, которые планировали потратить на природоохранные мероприятия, перенаправляют на создание научного института

ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке
ЕС должен снова разрешить использование международных углеродных кредитов, – Дельбеке

Ожидается, что 2 июля комиссар ЕС по вопросам климата Вопке Хукстра обнародует климатическую цель блока на 2040 год, для достижения которой будет разрешено использование таких кредитов

В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию
В ЕС расширили круг проектов, которые смогут получить средства на декарбонизацию

Консультативную помощь окажут также инициативам, которые подпадают под систему торговли выбросами ETS2