Для сохранения эффективности европейской системы торговли квотами на выбросы нужна ее адаптация к новым экономическим условиям, совершенствование механизма углеродной корректировки импорта, а также сбалансирование цены углеродных кредитов и расходов предприятия на соблюдение требований по выбросам.
Об этом заявили специалисты инициативы "Европейский круглый стол по вопросам изменения климата и устойчивого перехода" (European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition – ERCST) в своем третьем отчете по проекту "Будущее торговли квотами на выбросы в ЕС".
Эксперты выделили 6 основных аспектов, на которые нужно обратить внимание чиновникам ЕС, чтобы сохранить эффективность европейской системы торговли квотами на выбросы (СТВ ЕС – EU ETS) парниковых газов как ценового сигнала и защитить конкурентоспособность промышленности ЕС. Приводим основные тезисы:
1. Адаптация и совершенствование EU ETS
- система торговли квотами на выбросы должна быть адаптирована к новым экономическим условиям и реалиям глобальной конкуренции;
- необходимо расширение покрытия: включение новых секторов, таких как муниципальные отходы и сельское хозяйство, а также создание единой системы после 2031 года (объединение ETS1 и ETS2);
- следует повысить гибкость управления системой, в частности через реформу резерва рыночной стабильности (MSR) и возможность оперативного реагирования на рыночные изменения.
2. Усиление сопроводительных механизмов
- необходимо совершенствование механизма углеродной корректировки импорта (CBAM), которое предусматривает, в частности, устранение рисков обходных схем (например, реэкспорта).
"Однако значительные проблемы остаются, и предстоящий процесс пересмотра в этом году имеет решающее значение, поскольку времени для подхода, основанного на пробах и ошибках, осталось мало. В отличие от СТВ, которая эволюционировала путем многочисленных корректировок в течение многих лет, CBAM должен быть доработан быстро, чтобы обеспечить его эффективность", – говорится в отчете.
- продолжение использования целевых фондов (Innovation Fund, Modernisation Fund, Just Transition Fund, Hydrogen Bank) для снижения затрат на декарбонизацию.
3. Сбалансирование цены и стоимости
- по мнению экспертов ERCST, рыночная цена углеродных кредитов EUA (EU Allowances) должна оставаться достаточно высокой, чтобы мотивировать к декарбонизации;
- при этом стоимость для промышленности не должна быть непомерной – ее следует смягчать через бесплатные квоты (временно), компенсацию косвенных расходов (например, через цену на электроэнергию), а также инвестиционную поддержку.
4. Создание возможностей для международной торговли квотами и изъятия углерода
- интегрировать механизмы изъятия углерода (Carbon dioxide removal – CDR) – как внутренние, так и международные – в рамках следующего пересмотра EU ETS;
"Изъятие может играть решающую роль в достижении нулевого баланса и способствовать эффективному функционированию углеродного рынка", – говорится в отчете.
- рассмотреть связывание с другими рынками, например, с системой торговли квотами Великобритании.
5. Поддержка спроса на низкоуглеродные продукты
Авторы отчета подчеркивают необходимость инвестировать в создание спроса на экологическую продукцию. Они предлагают это реализовать через:
- государственные закупки;
- маркировку;
- поддержку потребительских рынков.
6. Обеспечение социальной справедливости и приемлемости
ETS2 (для транспорта и зданий) может быть сложным для малых и средних предприятий и домохозяйств, которые не имеют бесплатных квот, поэтому необходимо заранее подготовить меры социальной поддержки, предупреждают специалисты.
"Расходы, связанные с СТВ ЕС, не должны быть непосильным бременем для тех, кому необходимо осуществить декарбонизацию. Высокие цены не следует путать с высокими затратами – мы стремимся к высоким ценам, но таким, которые промышленность может понести, и которые не угрожают ее жизнеспособности", – говорят в ERCST.
В конце ноября ЭкоПолитика писала о том, что в ЕС посчитали, насколько эффективным был их рынок углерода в 2023-2024 годах. Оказалось, что сокращение выбросов за 2023 год и первую половину 2024 года составило историческую цифру – 16,5%, а по сравнению с выбросами от установок в 2005 году снижение произошло на 47,6%.