Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) призвала доработать консолидированный законопроект по контролю промышленного загрязнения до его вынесения на голосование в Верховной Раде.
Документ учитывает предварительные предложения и замечания, содержит ряд положительных положений, а также двузначные моменты, сообщает ЕБА.
В среду, 28 декабря, комитет по экологической политике и природопользованию впервые будет рассматривать законопроект №6004-д в сфере контроля промышленного загрязнения, который является консолидированной версией 3 "довоенных" законопроектов №№ 6004, 6004-1 и 6004-2.
В материале объяснили, что все эти документы направлены на имплементацию положений Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах.
Авторы подчеркнули, что законопроект №6004-д предусматривает переходный период для энергетического сектора в соответствии с Национальным планом сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), а также внедрение выводов Наилучших доступных технологий и методов управления (НИТМ) не ранее чем через 4 года после окончания военного положения и т.д.
“Положительным моментом является наличие предложения по механизму финансирования и государственной поддержки предприятий, внедряющих НДТМ. Впрочем, целесообразно было бы предусмотреть отдельный порядок предоставления такой помощи на уровне Кабмина”, – добавили они.
Реформа позволит предприятиям получать единое интегрированное разрешение, которое заменит три:
- на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- на спецводопользование, а также сброс в систему централизованного водоотведения;
- управление отходами.
"Кроме того, на замену действующим экологическим нормативам придут выводы наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ) вместе с новыми рекомендованными технологиями и определенными на их основе допустимыми объемами промышленного загрязнения", – подчеркнули авторы.
По мнению специалистов ЕБА, доработки требуют следующие положения:
- Выдача интегрированного разрешения при отсутствии НДТМ
Такое разрешение предлагается выдавать в соответствии с НДТМ, которые Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов определяет на основе критериев, аналогичных определению НДТМ, и экологических нормативов.
"Минприроды фактически получает право пользоваться требованиями выводов НДТМ до момента их утверждения", – подчеркнули в материале.
Авторы добавили, что оператор, осуществляющий строительство установки, НДТМ в отношении которой не утвержден на момент подачи им заявления о получении интегрированного разрешения, не будет понимать, соответствует ли оборудование требованиям НДТМ, определенным Минприроды.
- Обновление условий интегрированного разрешения
“Предполагается, что инициатором обновления условий интегрированного разрешения может быть Минприроды, а оператор обязан принять эту инициативу, в противном случае его разрешение может быть аннулировано Минприроды во внесудебном порядке. При этом непонятно, какими должны быть сроки осуществления этих изменений”, – отметили авторы.
Они подчеркнули, что это вызывает опасения у бизнеса, ведь могут быть установлены сроки, в которые невозможно (по техническим, физическим или другим причинам) выполнить требования по внесению изменений в интегрированное разрешение. Кроме этого, такой подход не отвечает Директиве 2010/75/ЕС, по которой оператору установки необходимо предоставить всю информацию, необходимую для целей просмотра условий разрешения.
- Интегрированное разрешение для установок с ограниченным сроком эксплуатации
"Для установок, которые экономически нецелесообразно или невозможно модернизировать и имеющих ограниченный срок эксплуатации – до 10 лет, интегрированное разрешение будет базироваться на текущих нормативах выбросов, а не на НДТМ", – говорится в материале.
При этом условия разрешения для предприятий энергетического сектора определяются в соответствии с НПСВ, а для других отраслей устанавливается срок не более 10 лет с момента введения в действие Закона, то есть примерно 2034 год. Однако для значительного количества предприятий такой срок критически мал и требует существенного увеличения, например до 20 лет.
Авторы также предлагают устанавливать термины отдельно для каждого оператора (без установления возможного срока) исходя из индивидуальных особенностей и с учетом:
- влияния войны;
- тяжелого финансового положения украинской промышленности;
- отсутствия возможности привлечения финансирования;
- сроков модернизации, согласно инвестиционному плану предприятия;
- необходимости строительства совершенно новых установок, а не обновления существующих.
Авторы отметили риск, что экологические нормативы, которые будут действовать на момент введения в действие законопроекта, будут не текущими, а перспективными, то есть такими, на которые предприятие должно выйти через определенное количество лет.
"Логично, чтобы текущие технологические нормативы были продлены до момента вступления в действие НДТМ", – подчеркнули они.
- Сроки
"Выводы НДТМ вступают в силу не раньше 2028 года, а максимальный срок отступления составляет 7 лет с момента введения в действие НДТМ, то есть не раньше 2035 года", – пояснили в ЕБА.
В материале подчеркнули, что не логично получать интегрированное разрешение в особом порядке для установок, имеющих ограниченный срок эксплуатации, поскольку такой срок меньше, чем срок ввода НДТМ вместе с отступлением.
- Требования к мониторингу
Отмечается, что предложенные требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько противоречат закону "Об охране атмосферного воздуха".
Авторы предлагают включить мониторинг в области охраны атмосферного воздуха в состав государственной системы мониторинга окружающей среды, а ее регулирование определить отдельным порядком.
Напомним, команда Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов совместно с украинскими и международными экспертами готовит альтернативный законопроект по предотвращению промышленного загрязнения.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине по многочисленным инициативам власти по дерегуляции ведения бизнеса в сфере защиты окружающей среды, принятых во время военного положения, фактически работают только две.