Схемы ценообразования на углерод по всему миру в форме налогов или торговли выбросами наиболее распространены в странах с высоким уровнем дохода.
Эксперты из CRU Sustainability проанализировали схемы ценообразования на углерод в странах с высоким, средним и низким уровнем дохода, сообщает CRU.
Схемы ценообразования на углерод обычно считаются одним из наиболее эффективных способов смягчения последствий изменения климата, поскольку они устанавливают четкую цену на выбросы.
Кроме разницы между странами также имеются существенные различия между регионами по ценам на углерод, охваченной экономической деятельностью и предлагаемым льготам.
Схемы используют рыночные механизмы для снижения выбросов углерода
В отличие от большинства других стратегий смягчения последствий изменения климата эти схемы базируются на рынке и используют ценовые сигналы, чтобы влиять на поведение участников рынка и, наконец, на результаты. Схемы ценообразования на углерод достигают этого путем установления четкой цены выбросов углерода.
Схемы ценообразования на углерод есть либо в форме налогов на углерод, либо в схемах торговли выбросами (ETS). В случае углеродных налогов политики устанавливают цену на выбросы углерода, а затем позволяют тем, кто создает выбросы, решать, сколько углерода они хотят выбрасывать. Эти налоги сосредоточены на изменении поведения, а не на получении большего дохода для правительства. В случае схем торговли выбросами политики ограничивают допустимое количество выбросов углерода в течение определенного периода, а затем позволяют рынку найти цену, соответствующую спросу и предложению.
Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Так введение налога на углерод легче, чем создание ETS, для чего требуется специальная торговая платформа, а также обеспечивают стабильную цену. ETS позволяет политикам напрямую определять количество допустимых выбросов углерода, предлагая таким образом более прямой инструмент для сокращения выбросов.
Схемы ценообразования на углерод распространены в странах с высоким уровнем дохода, но интерес растет в странах со средним уровнем
CRU Sustainability проанализировал почти 200 стран, 53 из которых классифицируются ООН как высокодоходные; более 100 как средний доход, и 26 как низкий доход. 40 стран с высоким уровнем дохода и 20 стран со средним уровнем дохода имеют определенную форму ценообразования на углероде.
Из 40 стран с высоким уровнем дохода четыре имеют только налог на углерод, 18 только ETS, тогда как почти половина из них имеет комбинацию обеих схем. В США и Канаде штаты и провинции имеют право устанавливать региональную углеродную политику.
Распространенность схем ценообразования на углерод в разных странах отражает различные внутренние политические и финансовые возможности, в соответствии с их уровнем экономического развития, а также более широкими соображениями "справедливой частицы" относительно вклада, который они должны сделать для смягчения последствий изменения климата.
Схемы ценообразования на углерод сильно отличаются, что усложняет прямые сравнения
Аналитики также обнаружили, что схемы ценообразования на углерод могут значительно отличаться по ценам, покрытию, наличию бесплатных надбавок и льгот, определяющих общий объем и цену схемы. При этом фактическая цена, с которой сталкивается эмитент, часто значительно ниже, чем главная цена из-за бесплатных надбавок или исключений.
Различия в заглавных ценах на углерод
Цены на углерод значительно отличаются в разных странах. Так, ETS ЕС имеет текущую цену на углерод ~90 евро/т CO2, шведский налог ~ 110 евро/т CO2, а Казахстан и Чили – ~0,93 €/тCO2 и ~ €6/тCO2 соответственно.
Страны также отличаются с точки зрения будущих амбиций: Канада, Норвегия и Нидерланды стремятся достичь внутренних цен на углерод ~ €130/тCO2, ~ €200/тCO2 и ~ €125/тCO2 к 2030 г. соответственно, тогда как многие другие не имеют заявленных планов по повышению.
Схемы ценообразования на углерод также отличаются с точки зрения покрытия
В большинстве случаев схемы ценообразования на углерод охватывают выбросы от производства электроэнергии и промышленного производства, реже охватываются транспорт и жилье. Землепользование, в частности сельское хозяйство, выходит за рамки всех существующих схем.
Для стран-членов ЕС, Исландии, Лихтенштейна и Норвегии внутренние налоги на углерод обычно охватывают секторы, не задействованные в ETS ЕС.
Исключения, чтобы избежать утечки углерода
Объем любой существующей схемы ценообразования на углерод также определяется предоставленными исключениями. Например, очень мелким загрязнителям, возможно, не придется платить налог на углерод или участвовать в ETS.
Исключения направлены на то, чтобы помешать выбрасывателям перемещаться в другие юрисдикции с более низкими ценами на углерод. Важным типом освобождения в ETS являются бесплатные надбавки, часто предоставляемые на основе конкретных технических контрольных показателей или исторических уровней выбросов для покрытия по крайней мере части выбросов. Они часто предоставляются при поэтапном введении ETS, чтобы смягчить влияние ценового шока на предприятия. Затем они извлекаются после создания ETS.
Схемы ценообразования на углерод также могут отличаться методом компенсации выбросов углерода. В Колумбии, например, существующего налога на углерод можно избежать, покупая внутренние углеродные компенсации, раскритикованные как низкокачественные.
Понимание расхода схем
Чем уже охват и больше исключения, тем ниже будет эффективная средняя цена на углерод в стране. Если предприятие освобождено от льгот, его эффективная цена углерода может быть значительно ниже заглавной цены. А если предприятие оказывается в секторе, который охвачен и не освобожден, его эффективная цена углерода будет такой же, как и заглавная цена.
В материале отметили, что нет двух одинаковых схем, важны детали.
Планируется, что схемы ценообразования на углерод станут более популярными и более амбициозными.
Схемы ценообразования на углероде, как правило, считаются одним из наиболее эффективных способов сокращения выбросов углерода. В странах с такими схемами наблюдается постепенный рост амбиций, например путем повышения цен, расширения охвата и уменьшения льгот.
В материале отметили, что маловероятным является сближение цен, охвата и льгот между странами на разных этапах экономического развития. Большинство стран с высоким уровнем дохода имеют большие выбросы СО2, а также финансовые возможности и ресурсы, чтобы достигать более амбициозных целей по углероду, чем страны со средним и низким уровнем дохода. В частности, для стран с низким уровнем дохода адаптация к изменению климата будет оставаться более важным приоритетом, чем смягчение последствий.
Напомним, европейский бизнес требует реалистичных сроков и путей зеленый переход.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, глобальное ценообразование на углерод в 2021 году принесло рекордный доход.