Отчет консалтинговой компании McKinsey показал, что к 2050 году спрос на водород вырастет в пять раз, то есть до 600 миллионов тонн, на фоне глобального зеленого перехода.
Однако “узкие места”, а именно медленное получение разрешений и более высокие расходы, могут помешать потенциалу экологического топлива и его реальное предложение будет достигать 175-291 миллиона метрических тонн в год, сообщает WSJ Pro.
"Сегодня большая проблема заключается в том, что появляется много объявлений, имеющих большой потенциал, но только от 6% до 10% фактически привлечено с точки зрения финансирования", – сказал генеральный директор инвестиционного водородного фонда Hy24 Пьер-Этьен Франк.
В материале подчеркнули, что водород имеет решающее значение для декарбонизации отраслей, в которых трудно снизить выбросы, в частности в морском транспорте и тяжелой промышленности. Так, зеленый водород потенциально может сократить выбросы производства стали на 95%.
В отчете назвали три основных "узких места", а именно:
- более высокие затраты;
- медленное получение разрешений;
- отсутствие доступа к капиталу.
Отмечается, что расходы и процентные ставки растут, однако также растут и государственные стимулы и поддержка. Например, Министерство энергетики США объявило о выделении $7 миллиардов долларов субсидий на водородные проекты. Однако эксперты отрасли отмечают, что нужна большая поддержка
Менеджерка по маркетинговым исследованиям британской химической фирмы "Джонсон Мэтти" Марджери Райан подчеркнула, что регуляторные органы не создали равных условий для водорода. Требуется дополнительная государственная поддержка для стимулирования спроса, включая переход на зеленую сталь, зеленый аммиак, грузовики с водородным двигателем и строительство топливной инфраструктуры.
По словам экспертов, нужны более быстрые сроки получения разрешений, чтобы запустить больше водородных проектов, а также использовать возобновляемую энергию для питания электролизеров.
Отчет Международного энергетического агентства показал, что текущие сроки реализации проектов слишком длинные, что может создавать препятствия для отрасли. Правительства призывают сделать процессы лицензирования и разрешения максимально эффективными.
В McKinsey также повторили это мнение, подчеркнув, что нужны инвестиции во вспомогательную инфраструктуру, в том числе трубопроводы. Ведь идеальные условия производства зеленого водорода не обязательно расположены рядом с большими центрами спроса.
“Политическая поддержка развития инфраструктуры, например Закон США о снижении инфляции, надежный базовый спрос и другие ранние инвестиции будут важны для преодоления узких мест для большего поглощения водорода и вклада в декарбонизацию, – сказал партнер McKinsey Оле Ролсер. – Как только вы преодолеете первоначальную стоимость инфраструктуры, стоимость снизится. Потенциал абсолютно есть, но это о том, чтобы преодолеть этот холм".
Напомним, в Европе ожидается резкое увеличение спроса на зеленый водород на около 4 миллионов тонн благодаря Директиве о возобновляемых источниках энергии.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, исследования правительства Великобритании показали, что в течение 100-летнего периода тонна водорода в атмосфере нагреет Землю примерно в 11 раз больше тонны CO2, с неопределенностью ± 5. Он попадает в атмосферу из-за неизбежных истоков при хранении и транспортировке.