Агрессия РФ поставила под угрозу планы Украины по декарбонизации shutterstock

Агрессия РФ поставила под угрозу планы Украины по декарбонизации

Елена Яценьо

Дальнейшее развитие процесса декарбонизации экономики невозможно без помощи международных финансовых организаций и инвестиционных фондов ЕС

В результате российской агрессии и деградации системы расчетов с зеленой генерацией бизнес, связанный с развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ), утратил любой коммерческий смысл.

На это обратил внимание директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Отметим, что на Парижском климатическом саммите в Глазго (COP26) Украина взяла на себя обязательство по сокращению выбросов парниковых газов на 65% к 2030 году по сравнению с 1990-м. Это стратегия, что отражена во Втором национальном определенном взносе (НВВ2), является одной из самых амбициозных среди всех стран мира.

Одна из главных ролей в исполнении НВВ2 отводится развитию генерации из восстановленных источников энергии. Однако с начала российского вторжения этот приоритетный элемент декарбонизации экономики понес колоссальные потери. Более 60% всех мощностей ВИЭ сконцентрировано в зоне боевых действий – на юге и юго-востоке страны.

В результате разрушения оборудования солнечных электростанций (СЭС) и линий передач около 40% находящихся в этом регионе СЭС либо остановили свою работу, либо работают со значительными ограничениями. По тем же причинам, по данным Ветроэнергетической ассоциации, приостановлена ​​работа почти 70% мощностей всех ветроэлектростанций (ВЭС). Кроме того, пострадали до 20% объектов биоэнергетики. Поскольку они расположены более равномерно по территории Украины по сравнению с СЭС и ВЭС, то получили меньшие повреждения.

Следовательно, с 9,7 ГВт установленных мощностей зеленой энергетики до 50% или вынужденно не работают, или находятся в зоне повышенного риска разрушения из-за боевых действий и временной оккупации отдельных территорий на Донбассе и юге Украины. Ситуация для инвесторов во ВИЭ также только ухудшается по причине нового порядка расчетов "Гарпока", введенного приказом Минэнерго от 28 марта 2022 года №140. Согласно ему, применяются ограничения распределения средств от средневзвешенного зеленого тарифа – 15% для СЭС, 16% для ВЭС и 60% для станций на биомассе.

Эксперт отметил, что в такой ситуации Украина может достичь климатических целей и "перевыполнить" их только из-за существенного падения промышленного производства.

"Украина уже к концу 2022 года перевыполнит цель по сокращению выбросов парниковых газов. Однако это произойдет только в результате падения ВВП более чем на 35%", — сказал Омельченко.

По его словам, такой экономический профиль не может быть приемлем в рамках социально-экономических планов государства.

Омельченко убежден, что дальнейшее развитие процесса декарбонизации экономики до момента послевоенного восстановления страны без помощи международных финансовых организаций и инвестиционных фондов ЕС не представляется возможным.

Раньше ЭкоПолитика сообщала, что российское вторжение в Украину может привести к убыткам для сектора возобновляемой энергетики Украины более чем на $1 млрд.

Читайте также
Выбросы сокращаются в сложных для снижения сферах, но не падают до нуля к 2050 году, – отчет
Выбросы сокращаются в сложных для снижения сферах, но не падают до нуля к 2050 году, – отчет

По текущим оценкам, цены на продукцию с нулевым уровнем выбросов углерода возрастут на 40-70%

Финансирование Фонда декарбонизации на следующий год вырастет почти вдвое
Финансирование Фонда декарбонизации на следующий год вырастет почти вдвое

За 3 месяца активной работы учреждение предоставило кредиты для реализации более 30 проектов

Еврокомиссия выделила €4,6 млрд доходов от СТВ на проекты по декарбонизации
Еврокомиссия выделила €4,6 млрд доходов от СТВ на проекты по декарбонизации

Их дополнят национальными схемами финансирования

Фонд декарбонизации: как работает, откуда получает деньги, кому и на что выдает кредиты
Фонд декарбонизации: как работает, откуда получает деньги, кому и на что выдает кредиты

В настоящее время 7 проектов уже получили средства, еще 21 – находится на рассмотрении