Аграрии сформировали общую позицию по климатической политике Украины Shutterstock

Аграрии сформировали общую позицию по климатической политике Украины

Зоряна Бердник

Во время встречи предложили стратегию "Green Deal – smart", цель которой – защита интересов украинского бизнеса при выработке климатической политики государства

Украинская ассоциация бизнеса и торговли (UBTA) и ассоциация "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ) провели круглый стол, участниками которого стали все ключевые профильные ассоциации, союзы и советы агросектора Украины. Во время встречи участники пришли к согласию в консолидации позиций агробизнеса в вопросах климатической политики Украины.

Главной темой круглого стола были вызовы и риски, которые ставит перед государством и предпринимателями Второй Национально определенный вклад Украины (НОВ2) в пределах Парижского соглашения, говорится в пресс-релизе УКАБ.

Руководитель Брюссельского офиса UBTA Назар Бобицкий отметил, что "Европейский зеленый курс" не является многосторонним договором, программой экологической помощи ЕС или любой другой "конфеткой", которая ждет Украину. Это прежде всего внутренняя политика ЕС.

"Главная мотивация Евросоюза в его внедрении — даже не экология, а переориентация своей экономики на "зеленые" рельсы. Green Deal руководствуется интересами сугубо стран ЕС. В то же время требования ЕЗК заставляют торговых партнеров Евросоюза повышать их собственные климатические обязательства. Это делается, чтобы избежать конкуренции со стороны менее обремененных климатическими требованиями экспортеров из третьих стран и предотвращения "углеродном перетока", когда предприятия начнут переносить свои углеродно интенсивные производства за пределы ЕС и таки образом приводить к деиндустриализации Евросоюза", — отметил Бобицкий.

В своем аналитическом докладе он напомнил о комбинированном сценарий НОВ2 Минприроды, согласно которому Украина до 2030 года должна уменьшить выбросы парниковых газов до 28% по сравнению с 1990 годом. По словам Бобицкого, государства ЕС ставят своей целью уменьшение выбросов на 55%, то есть до 45% относительно 1990 года. Но, учитывая деиндустриализацию за время независимости, Украина сегодня даже опережает часть стран ЕС по уменьшению выбросов углерода, поэтому амбиции Минприроды выдаются неоправданным бременем для экономики.

Он также добавил, что, по оценке комбинированного сценария Минприроды, потребность в инвестициях для такого "зеленого" перехода — 245 млрд евро до 2030 г., в частности 6,6 млрд евро для агросектора. Правительство планирует выделить на эти процессы только 5%, остальные упадет на плечи украинского бизнеса. В противоположность этому Евросоюз уже начал активно привлекать в проекты ЕЗК средства с Recovery Instrument (стабилизационный пакет помощи на сумму 750 млрд евро для противодействия коронавируса в ЕС).

Подобные несоответствия, считают в UBTA, свидетельствуют о необдуманном "радикализме" профильного ведомства. Аналитики UBTA и представители аграрных ассоциаций подчеркнули, что реалистичный НОВ2 требует качественного обоснования экономических расчетов, в частности четкого объяснения, из каких источников частный сектор должен брать деньги на выполнение амбициозных планов Минприроды.

Отмечается, что Кабинет министров должен проявить трезвый и взвешенный подход, приобщив к доработке НОВ2 другие ведомства, а также бизнес. В противном случае украинские производители должны требовать пересмотра параметров НОВ2.

"Мы должны отталкиваться от мысли, как нам создать свой собственный украинский реалистичный Green Deal. В бизнес-среде Украины есть опытные эксперты, которые готовы помочь правительству адаптировать "Европейский зеленый курс" к нашим условиям", — рассказал генеральный директор УКАБ Роман Сластен.

Он также добавил: "На сайте Минприроды есть интересные сценарии с моделями и цифрами, но что будет, если сравнить их с аналогами в ЕС. Приведу хороший пример: сегодня в Украине использование азотных удобрений находится на уровне 42 кг азота на 1 га земли. Для сравнения, в одном из драйверов ЕЗК Германии — 120 кг на 1 га. Другой пример: в той же Германии в 1990 году было 88 млн т выбросов CO2-экв. в сельском хозяйстве, которые в 2018 году снизились до 73 млн т, то есть только на 17%. Мы же в Украине за это время уменьшили выбросы парниковых газов на 50%. Непосредственно в немецкой стратегии указано, что уменьшить с/х выбросы очень трудно. Если сравнивать планы наших государств в будущих выбросах CO2 на гектар, в Украины почему-то "в 5 раз более амбициозные цели, чем в сверхмощной Германии".

Координатор программ развития Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) в Украине Михаил Малков отметил, что в основе любой программы ООН лежит принцип постоянства — синергия экологии, экономики и социальной политики. "Сельское хозяйство действительно влияет на климатические изменения в мире. Но это не является основанием для чрезвычайно распространенного сегодня климатического популизма", — отметил Малков.

Проектный менеджер Центра экономического восстановления Владимир Бужан обратил внимание на несоответствие климатических амбиций государства относительно стратегии экономического развития. Он отметил, что модельные сценарии НОВ2 были представлены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины раньше, чем представлена Стратегия экономического развития 2030.

Бужан также рассказал о низком уровне привлечения представителей бизнеса при разработке НОВ2 и отсутствии просчетов основных социально-экономических показателей в случае реализации разработанных сценариев НОВ2. Несмотря на это, комментатор пригласил участников круглого стола провести вместе соответствующие дополнительные вычисления.

Председатель правления UBTA Дмитрий Лось отметил необратимость изменений, которые несут с собой ЕЗК и НОВ2.

"И агрорынок, и весь украинский бизнес должны понять, что "Европейский зеленый курс" и все изменения, которые идут с ним, — неизбежны. Наша сила — в единстве, ведь по одиночке ассоциации и предприниматели не смогут достучаться до власти или в ЕС. Только общая консолидированная позиция агросектора способна дать эффект, особенно в условиях угроз продовольственной безопасности Украины", — считает он.

По словам Лося, сейчас наблюдается тенденция усиления давления на бизнес из-за не до конца просчитанной экологической и климатической политики, у Минагрополитики нет всех полномочий для формирования и проведения эффективной политики, направленной на трансформацию продовольственных систем. Также непонятны для АПК Украины последствия введения в действие решений СНБО по обеспечению химической и экологической безопасности. В то же время отсутствует консолидированная позиция агробизнеса о влиянии климатической и экологической политики на производство.

Глава UBTA также предложил направления дальнейшего сотрудничества с аграрными ассоциациями и стратегию "Green Deal — smart", цель которой — защита интересов украинского бизнеса при выработке климатической политики государства и реализации климатической дипломатии Украины. Среди ее направлений:

  • создание экспертных групп и групп влияния в Верховной Раде с целью продвижения сбалансированной климатической политики;
  • отстаивание скоординированной позиции отрасли на торговых переговорах с ЕС, поэтапное создание системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
  • создание национальной системы мониторинга качества почв;
  • создание эффективной системы агрометеорологических услуг и тому подобное.

Лось пригласил каждую ассоциацию предоставить контактное лицо для экспертного диалога и взаимодействия по формированию общей позиции.

По итогам встречи участники круглого стола договорились создать дорожную карту дальнейших действий, в частности, по поводу подписи консолидированной позиции всех ассоциаций, которая впоследствии будет передана в профильные министерства и главе правительства.

Накануне ЭкоПолитика писала, что Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины начало проведение электронных консультаций с общественностью по проекту распоряжения Кабинета министров "Об одобрении Второго Национально определенного вклада Украины". Дедлайн подачи предложений и замечаний — 1 мая 2021 года.

Читайте также
С 9 октября аграриям нужно разрешение на изготовление компоста: какие есть риски
С 9 октября аграриям нужно разрешение на изготовление компоста: какие есть риски

Специалисты нашли очередное противоречие в природоохранном законодательстве

Минприроды разработает план адаптации украинского агросектора к изменению климата
Минприроды разработает план адаптации украинского агросектора к изменению климата

С каждым годом его актуальность только увеличивается

Аграрии с Юга Украины смогут сократить использование воды на 40%
Аграрии с Юга Украины смогут сократить использование воды на 40%

Использование органического сорбента может увеличить урожайность на 10-30%

Под Винницей построят энергоэффективную экоферму
Под Винницей построят энергоэффективную экоферму

Благодаря экоферме появится 50 новых рабочих мест