Неоднократно видел, как люди оказывают сопротивление изменениям, потому что не понимают их. Вроде согласны с преимуществами и выгодами по сравнению со старыми решениями, но менять что-то боятся. Старые механизмы, пусть и с постоянными надстройками и ремонтом, но работали. А новые еще проверять надо, изучать, тратить на это энергию.

С последней в стране полный коллапс. У многих владельцев крупного бизнеса была бессонная ночь, когда цена газа на европейских хабах приблизилась к психологической границе в 1000 долл. за тыс. м3, а на украинской бирже цена на газ достигала 31 000 гривен. Жаль, что единицы понимают, насколько близко Украина находится от срыва отопительного сезона.

Несмотря на все, механизмы для борьбы с газовой зависимостью Украина имеет. Согласно Энергетической стратегии Украины, до 2035 года доля энергетики на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) должна составлять не менее 25% в энергобалансе страны. Конечно, в ситуации миллиардных долгов Гарпока перед производителями "зеленой" энергии трудно говорить о поддержке ВИЭ-энергосферы. Но потенциал для ее развития уже есть.

Энергетическая децентрализация. Города должны иметь возможность самостоятельно создавать энергетические кластеры для своих нужд. При этом государство должно финансово поддержать переход от ископаемых источников энергии к возобновляемым.

В отрицании, что денег нет, чтобы удерживать уже имеющуюся энергосистему, следует поменять причину и следствие. У нас нет денег, потому что мы удерживаем имеющуюся централизованную энергосистему. С огромными потерями при транспортировке. С постоянной зависимостью от цен на энергоресурсы на внешних рынках. И почему-то редко вспоминаем об экспортных возможностях.

Биогаз. Огромным прорывом для биогазовой сферы стало принятие в первом чтении проекта Закона Украины №5464. Теперь в Закон "Об альтернативных видах топлива" включен порядок предоставления гарантий происхождения биометана. А это открывает возможности экспортировать полученный из органических отходов газ в ЕС по их "зеленому" тарифу.

RDF (топливо из отходов) и SRF (твердое восстановленное топливо). Швеция — успешный пример перевода своей энергосистемы на топливо из отходов. Потребность Швеции в отходах настолько велика, что она покупает их в Великобритании. Но покупают они отходы не в виде отсортированного мусора, а как RDF-топливо.

В Украине освоения RDF-потенциала еще не начато. А это еще одна статья валютных поступлений в экономику страны.

Декарбонизация производства. Новые ограничительные нормы на экспорт продукции в ЕС заработают не позднее 2023 года. Если при производстве товара выбросы CO2 превысили рекомендуемую норму — ввоз товара будет облагаться дополнительным сбором. Украинские производители, особенно в сфере металлургии, уже усомнились в конкурентоспособности своей продукции на европейских рынках после введения таможенных норм. Конечно и здесь невозможно полноценный переход к новым технологиям без финансовой поддержки государства. Но экспортные возможности окупят затраты.

Может, вслед за "Большим строительством" дорог начать "Большое энергетическое строительство", о котором уже говорят эксперты? Ведь только биоэнергетика способна замещать 3 млрд куб. газа ежегодно. А постоянные субсидии 3 млн домохозяйств и регулярные списания долгов теплокоммунэнерго — это перекладывание денег из одного государственного кармана в другой. Общая сумма расходов из года в год не меняется.

Изменения — это всегда больно. Это вам подтвердит и спортивный тренер, и кризисный менеджер. Но без современных изменений мы можем только замедлить, растянуть смерть устаревшей энергосистемы. Возможно, еще на сезон-другой. И чтобы избежать коллапса и зим без отопления, нужно находить смелость и ресурсы меняться уже сегодня.