Первый отчет CBAM должен быть представлен до 31.01.2024 г, а последний – до 31.06.2026г.
Схематически на переходный период процесс подачи отчета CBAM выглядит следующим образом – оператор установки предоставляет конкретные данные о выбросах (по установленному шаблону) декларанту отчетности CBAM, который вводит их во временный реестр CBAM (он еще не создан), совместимый с существующими таможенными системами.
Что предлагают на переходный период в рамках отчетности по CBAM?
1️ Четкий список данных, которые должны быть в отчете CBAM.
Так, декларант может потребовать производителя предоставить следующую обязательную информацию:
Об установке:
- название и контактные данные оператора;
- название и контактные данные установки;
- уникальный идентификатор установки, если существует (например, идентификационный номер конкретного металлургического комбината, откуда поступила конкретная партия сырья);
- код UN/LOCODE;
- фактический адрес с транскрипцией на английском языке;
- географические координаты основного источника выбросов установки.
О встроенных прямых и косвенных выбросах СО2:
- используемые производственные процессы и маршруты;
- встроенные прямые выбросы в CO2 в тонне каждого товара;
- использованы данные и методики расчета выбросов, в частности, если выбросы были полностью определены на основе мониторинга, или было использовано любое из предыдущих значений по умолчанию от Еврокомиссии;
- встроенные косвенные выбросы на тонну каждого товара, а также метод определения коэффициента выбросов и использованный источник информации;
- если вместо фактических данных по конкретным встроенным выбросам берутся предварительные данные по умолчанию от Еврокомиссии, необходимо добавить краткое объяснение причин;
- отраслевая информация там, где это уместно;
- инфо об уплаченной цене за выбросы СО2, по возможности.
В частности, положения нормативно-правового акта и его копию, где указана форма цены углерода в стране, где произведена оплата; любая скидка или другая форма компенсации, доступная в стране, которая привела бы к снижению цены на СО2; количество встроенных выбросов, покрываемых ценой углерода; количество встроенных выбросов, охватываемых любой скидкой или другой формой компенсации, включая бесплатные распределения квот, если уместно; денежное выражение уплаченной цены за выбросы СО2
Суммы во временном реестре CBAM будут преобразованы в евро на основе среднего обменного курса предыдущего года ЕЦБ.
2️ 3-этапный переходный период для применения новой методологии подсчета выбросов СО2.
Регламентом предлагается новая методика ЕС, которая в целом отвечает принципам европейской схемы торговли квотами EU ETS и будет обязательна для всех с 01.01.2025г.
Временно, до 31.12.2024г. в случае если для определенного набора данных нет метода мониторинга или это приведет к необоснованным затратам или это технически невозможно, расчет встроенных (прямых и косвенных) выбросов можно производить с помощью:
Методики мониторинга, отчетности и верификации (МЗР) в третьих странах (эквивалентные системы).
Другие методики третьих стран, например (1) схема ценообразования на углерод, (2) схема мониторинга выбросов на установке, которая может включать проверку аккредитованным верификатором, (3) обязательные схемы мониторинга выбросов или эталонные значения, опубликованные Еврокомиссией.
Ежегодно оператор должен проверять, можно ли усовершенствовать методологию мониторинга. Однако любые рекомендации по улучшению, включенные в отчеты о такой проверке, должны быть рассмотрены для внедрения в течение разумного периода времени, за исключением случаев, когда улучшение приведет к необоснованным затратам или будет технически невозможным.
3️ Возможность внесения изменений в отчет CBAM.
Исправить ошибки в отчете CBAM можно в течение двух месяцев после окончания соответствующего отчетного квартала. Также декларант CBAM может изменять отчеты CBAM за первые два отчетных периода до окончательного срока представления третьего отчета CBAM.
4 Штрафование за нарушение требований подачи отчетов CBAM.
Размер штрафа за каждую тонну незарегистрированных встроенных выбросов составит от 10 до 50 евро. А фактическая сумма штрафа будет основываться на тяжести и продолжительности неподачи отчетности декларантом.