Роль страны-транзитера вполне соответствует моим ожиданиям как директора Оператора ГТС Украины в контексте загрузки и функционирования газотранспортной системы. Однако как гражданка Украины я бы хотела, чтобы наше государство реализовало полный производственный цикл в пределах водородной экономики — производство, хранение, транспортировку, потребления.
Чтобы Украина была не только ключевым партнером ЕС, но и энергетически независимым государством.
На общеевропейском уровне важным аспектом является гармонизация национальных юрисдикций по качеству газа или содержания водорода, ведь именно это позволит совместить локальные инициативы в единую систему снабжения чистых энергоносителей.
На общегосударственном уровне нам необходимо объединить стейкхолдеров вокруг поиска ответов на следующие вопросы:
- Кто именно будет производить водород в Украине и с какой целью — внутреннего потребления или экспорта? Каким будет это соотношение?
- Сможем ли мы использовать преимущества уже существующей газовой инфраструктуры и производителей смежных ресурсов? Как обеспечить модернизацию инфраструктуры для водородной экономики?
- Сможет ли украинская энергетика в будущем производить водород и ориентировать свою долговременную стратегию развития с фокусом на водород без существенных потерь ключевых ресурсов для внутреннего рынка? Сейчас нефтепереработка и производство аммиака составляют 2/3 мирового потребления водорода.
- Как украинские промышленные потребители водорода планируют удовлетворять спрос для собственных производственных нужд в будущем с учетом того, что в дальнейшем будет усиливаться конкуренция в связи с новыми направлениями применения водорода?
- Какие законодательные и регуляторные стимулы нужны для всей цепи производства и транспортировки водорода?
- При каком значении углеродного налога мы сможем выгодно использовать преимущества для производства водорода в Украине и его экспорта в ЕС? Как при этом не нарушить баланс интересов украинской промышленности?
Как только появятся хоть какие-то ответы на часть этих и многих других вопросов, мы как страна должны создать технологические, регуляторные и экономические условия развития новой отрасли.
Но выходить стоит именно из уже существующих и реальных инфраструктурных преимуществ. Как отметили в Минэнерго, преимуществом Украины является развитая газотранспортная система, которая может использоваться для транспортировки водорода как внутри страны, так и на экспорт.
ОГТСУ уже учел в своей долгосрочной стратегии особый фокус на декарбонизацию инфраструктуры газотранспортной системы и переход к транспортировке восстановительных газов (водород и биометан) магистральными трубопроводами.
Важно также подготовить необходимое количество молодых специалистов именно по тем дисциплинам, которые потребуются для функционирования водородной экономики.
Все операторы ГТС ЕС сегодня в поисках собственного будущего в водородной экономике...
Украина имеет не худшие перспективы и потенциал развития безуглеродной экономики. Но реализация комплексного плана мероприятий для разработки и внедрения водородной стратегии Украины потребует консолидации всех заинтересованных сторон — правительства, парламента, стейкхолдеров, ученых, потенциальных инвесторов, международных партнеров.
Промедление будет означать для нашего государства упущенные возможности — на экономическое развитие, энергетическую независимость, возможность улучшить свое место на международной арене.
Украина сможет транспортировать водород, но нужно четко понимать, откуда, в каких объемах и кому.