Однако есть и вызовы, и CBAM является одним из крупнейших. Хорошо, что многие из украинского бизнеса уже просчитывают эти риски, декларируют и внедряют долгосрочную цель по климатической нейтральности своих компаний.
Скажу откровенно, что поражают своей масштабностью запланированные ЕС инструменты ради амбициозного "зеленого" перехода и сокращения выбросов парниковых газов на 55% к 2030-му и климатическая нейтральность к 2050 году. А когда думаю об имплементации, и как сложно для всех стран-членов ЕС будет отказаться от угля, газа и нефти, то могу только ожидать сложные переговоры на уровне национальных правительств и парламентов. Но после всех встреч нет сомнения относительно необратимости избранного пути ЕС к климатической нейтральности.
Еврокомиссия разрабатывает пакет мер — "FIT for 55", который презентует в июле. CBAM там только один из элементов. Еще есть повышение налогов на ископаемое топливо, уменьшение субсидий, поддержка развития "зеленой" энергии... Это все приведет к структурным трансформациям.
Что уже сделало правительство:
- Мы создали рабочую группу по CBAM, которую я возглавляю и куда вошли представители четырех министерств — экономики, энергетики, финансов и окружающей среды.
- Мы держим постоянный контакт с разработчиками новых "зеленых политик" в ЕС. В феврале я обратилась к Еврокомиссару по экономике Джентилони, который отвечает за разработку CBAM с официальной позицией и встретилась с ним во время Совета Ассоциации. Нас воспринимают как страну-партнера, и поэтому сразу после возвращения правительственная команда провела технические консультации, обработала предложения с DG TAXUD и получила необходимую информацию.
- На базе полученной информации мы внутри правительства провели расчеты относительно возможных эффектов будущей политики Украины, привлекая лучшие украинские интеллектуальные ресурсы.
И на этой неделе в Брюсселе мы провели два очень успешных раунда переговоров по CBAM.
Первый — на политическом уровне, в рамках специального диалога по Европейскому зеленому соглашению и "зеленому" переходу Украины, где мы представили нашу аргументацию относительно CBAM.
Второй — на техническом уровне с непосредственными разработчиками CBAM, генеральным директором DG Taxud Герасимосом Томасом и его командой, где обсудили важные для нас детали.
Для коллег из ЕС, и для нас — это вызов, потому что в таком формате впервые встречаются специалисты по международной торговле и климатические эксперты для детального обсуждения механизма. Именно такая комбинация экспертизы будет скоро востребована.
Как будет внедряться СВАМ?
- В начале CBAM будет "мягким", его структура будет простой, но цель ЕК — постепенно уменьшать бесплатные разрешения, и включать со временем широкий спектр товаров.
- Скорее всего, СВАМ будет направлен на компании, а не на отдельные страны. Таким образом пытаются соблюсти правила WTO и поддержать бизнес, который инвестирует в защиту окружающей среды и климата;
- СВАМ планируют распространить на электроэнергию и некоторые сырьевые сектора, из которых металлургия является наиболее уязвимой;
- Преференциальные режимы по СВАМ обсуждаются, окончательное решение за Европарламентом;
- Наличие соответствующей цены на СО2, по системе торговли выбросами, или в форме углеродного налога, будет иметь решающее значение в получении преференциального режима по СВАМ.
Возбуждено вопрос, который для нас является крайне важным: как Еврокомиссия будет учитывать климатические политики других государств.
Мы предоставили свои предложения и согласились совместно работать над методом определения их эквивалентности, которые сейчас в процессе разработки. Предлагаю нашим аналитическим центрам начинать над этим думать и представлять предложения в правительство.
В конце концов, мы получили совет, что кроме работы в рамках Соглашения об ассоциации или Энергетического Сообщества, лучшая стратегия для стран-партнеров, которая позволит претендовать на special treatment — это амбициозный НВВ, внедрение системы торговли выбросами и развитие архитектуры климатического управления.
После представления предложения Еврокомиссией все будет решаться в Европарламенте. Инициатива будет голосоваться в 2022 году, начнет работать с 2023-го.
Поэтому, мы вернулись из Брюсселя с четкими договоренностями и с полным пониманием, что надо делать, чтобы отстоять национальные интересы Украины.