В то же время, несмотря на трудности войны и другие приоритеты, бизнес, работающий в Украине, настаивает на важности принципов устойчивого развития и не оставляет стремлений осуществлять экологические реформы, которые позволят нам быстро восстановить экономику после войны и стать полноценным членом Европейской семьи.

Как именно и какие реформы сейчас уже крайне важны для этого?

Чтобы их сгруппировать и систематизировать, мы в Европейской Бизнес Ассоциации выпустили отдельную Белая книга по дерегуляции законодательства .

Это, собственно, ежегодный обзор состояния реализации неотложных реформ экологической политики и законодательства Украины с предложениями по их решению.

Итак, ключевое, мы должны сохранить курс на евроинтеграцию .

Как показывают данные правительственной мониторинговой системы "Пульс Соглашения", за 6 лет Украине удалось выполнить только 47% требований соглашения об ассоциации с ЕС в сфере окружающей среды, то есть менее половины своих обязательств.

Среди них существенные вопросы, затягивание с решением которых тормозит развитие целых отраслей и приход новых инвесторов.

Управление отходами

Так, едва ли не самым большим достижением последних лет можно назвать принятие долгожданного рамочного закона об управлении отходами, который, наконец, должен установить четкие и предполагаемые правила развития отрасли.

Впрочем, это только первый шаг, за которым следует следовать ряд подзаконных актов, например Европейского перечня отходов, и секторальных законопроектов о таре и упаковке, батареях и аккумуляторах, отходах добывающей отрасли и т.д.

А также обновление действующего регулирования металлолома и промышленных отходов, которые должны дать толчок развитию циркулярной экономики.

Более того, сейчас – это насущная потребность для Украины, которая уже имеет тысячи тонн отходов войны в виде уничтоженной военной техники, поврежденных автомобилей, разрушенных зданий.

К слову, в 2021 году глобальный рынок управления отходами оценивали в 423,ч млрд долларов и он продолжает расти.

Рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов

Бизнес продолжает беспокоиться о судьбе рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов. Во-первых, из-за войны почти невозможно получить полноценные данные по выбросам от предприятий, ведь процесс отчетности приостановлен со стороны Министерства, да и предприятиям сложно собирать данные, особенно находящимися под постоянными обстрелами или без света.

Во-вторых, концепция работы рынка разрабатываемого до войны углерода требует существенного обновления, если не комплексного пересмотра.

По последним данным, более 412 предприятий были повреждены или уничтожены во время войны, в том числе и крупные энергоемкие объекты, которые являются основой архитектуры рынка.

Но парадокс – этот рынок нам очень нужен, ведь он является ключевым условием для неприменения к Украине пограничной углеродной корректировки (СВАМ), как со стороны ЕС, так и со стороны США.

Как выход, предлагаем все же наладить согласование планов мониторинга и получение отчетов о выбросах парниковых газов от бизнеса, а не откладывать все на послевоенный период. Это поможет иметь хоть какую-нибудь картину.

Недропользование

Отдельного внимания требует сфера недропользования, которая, на мой взгляд, остается нашей наибольшей возможностью для быстрого восстановления, в частности, благодаря существенным поступлениям в бюджеты всех уровней и обеспечению рабочими местами, а также интеграции в международные производственные цепи.

Так, за 9 месяцев 2022 добывающая отрасль обеспечила 13,2% всех налоговых поступлений в Госбюджет.

Еврокомиссия в своей рабочей программе на 2023 г. подтвердила намерения урегулировать вопросы критически важного сырья и создать более устойчивые цепи поставок с другими странами.

Украина, фактически граничащая с ЕС и имеющая запасы редкоземельных металлов, в частности лития, имеет очевидные преимущества.

Впрочем, для увеличения привлекательности этой отрасли для иностранных инвесторов нужно продолжить комплексную реформу добывающей отрасли.

Например, перевести дискуссию вокруг законопроекта №4187-д в более предметную плоскость, ведь последний раз текст документа бизнес-сообщество видело накануне войны, а вот разговоры о необходимости его принятия сейчас у всех на устах.

В этом же контексте следует наконец-то решить проблему выставления на аукцион по продаже спецразрешений участков, на которых планируется устанавливать природоохранные территории.

Для бизнеса это кот в мешке, ведь действующим законодательством не предусмотрено даже информирование о таких намерениях владельца спецразрешения.

Так как деятельность на таких территориях законодательно запрещена, компании оказываются в рисковой ситуации однажды остаться без права на добычу – и судебная практика тому является прямым подтверждением.

Реформа государственного экологического контроля

На период военного положения в Украине прекращены плановые меры контроля, в том числе экологического, что, как сообщают компании, несколько снизило давление на бизнес.

Однако перезрелая реформа государственного экологического контроля и перезапуск Государственной экологической инспекции остаются актуальными для послевоенного восстановления.

Но лучшим решением была бы замена многочисленных проверок, например, добровольным экологическим страхованием или экологическим аудитом. Как это было сделано недавним дерегуляционным законом по замене проверок по пожарной безопасности на страхование ответственности для бизнеса.

И, напоследок, продолжая тему дерегуляции, хотелось бы призвать соответствующие органы ускорить работу над урегулированием изменений в процедуру ОВД на период военного времени и дальнейшее упрощение, определение перечня территорий, предприятия на которых могут получить временные льготы на уплату экологического налога, а также сохранение текущих экологических нормативов

Именно эти мероприятия помогут поддержать бизнес во время войны и облегчить новый старт после ее завершения.

Война продолжается, но она точно окончится нашей Победой. Бизнес верит в Украину, продолжает работать и поддерживать страну, одновременно важно уже сейчас строить плацдарм к возрождению новой европейской Украины.

Поэтому приглашаю власть к сотрудничеству, со своей стороны, бизнес и Ассоциация готовы поддерживать важные для страны инициативы!