Конечно, этот проект вы не увидите на официальном сайте Министерства защиты окружающей среды. Конечно, никто не знает авторов этого произведения. Министерство не гласно распространяет документ между заинтересованными сторонами, которые делают первоначальный анализ документа и посылают министерству свои замечания. Таким образом министерство прощупывает почву, как сильно они облажались, чтобы вовремя исправить кучу ошибок, которые они допустили.

Логично, что многие из заинтересованных обращаются ко мне за разъяснением.

Сразу сделаю замечание. В ЕС этот принцип, участники сферы управления отходами, используется редко. А процедура оглашения прекращения статуса отходов очень сложна. Поэтому хозяйствующие субъекты в сфере управления отходами в ЕС избегают использования этого принципа. Но в Украине (у нас нет специалистов или экспертов, которые понимали бы этот принцип, и тем более не имеют понятия как реализовать его на практике), нашлись желающие поиграть в эту тему – это металлургическое лобби. Металлурги Украины очень боятся, чтобы стратегическое сырье "металлолом" превратилось в отходы металла. Наверное, сильные имиджевые потери понесут, если их будут называть переработчиками отходов). Слабая позиция министерства по этому вопросу, четко видна в данном проекте в постановлении.

Вот несколько очень интересных пассажей из проекта постановления:

  • Прекращение статуса отходов может быть объявлено относительно:
  1. лома железа и стали – металлолом;
  2. лома алюминия – металлолом;
  3. лома меди – металлолом;
  4. стеклобоя – стекло.

Запутанная история. Авторы явно не могут определиться с тем, как правильно называть отходы – отходами металлов или металлолома (хотя он не является отходом). И в основном Законе "Об управлении отходами", термин "металлолом" отсутствует, а в постановлении он всюду. Не становится понятным, что прекращает свой статус, отходы или металлолом? А случай со стеклобоем еще более запутан, потому что согласно сроку, который есть в постановлении, стеклобой – это стекло, полученное в результате осуществления операций по восстановлению отходов стекла… вообще не отходы! Но статус им все равно можно объявить, хотя и не отходы…)

  • визуальный осмотр – проверка, осуществляемая путем использования органов чувств человека или любого неспециализированного оборудования;

Прочли? Внимательно? Проверка органом чувств человека… Шикарно! Такую формулировку можно увидеть только в украинских нормативных актах. Возникает несколько вопросов: 1. Можно ли включить и слуховой осмотр, определение вида материала, постукивая по нему? 2. В постановлении нет определенного порядка о проверке состояния органа для проведения визуального осмотра. Например, разрешен диапазон диоптра владельца органа. Как часто будет проходить техосмотр органа чувств и т.д. т.п.

Не хочу превращать пост в лонгрид, примеров в постановлении еще много. Я уже не раз писал о проблеме по определению металлолома в законах "О металлоломе" и "Об управлении отходами". И вместо того, чтобы привести к одному знаменателю коллизию между определением металлолома и отходами металла, этот трэш с множеством терминов металлолома продолжают проталкивать и дальше.

А столь низкий уровень написания нормативного документа чиновниками министерства защиты окружающей среды пугает. Ведь это лишь один из множества актов, сопровождающих закон "Об управлении отходами". И если они написаны в том же стиле, то реформу сферы управления отходами можно похоронить уже сегодня.

P.S. Там еще очень интересные инфографики, но о них будет дальше...