Экологический налог – явление относительно новое. Первопроходцем была Финляндия, которая ввела налог на выбросы CO2 еще в 1990 году. Однако такие страны как Австрия и Венгрия начали внедрять это только в 2022-2023 годах.

От 10 центов до 100: почему экологический налог в разных странах Европы отличается?

Каждая страна вводит свои налоги независимо от того, является ли она членом торговых объединений, таких как ЕС, и эти налоги распространяются на резидентов страны. Уровень этого налога каждая страна тоже определяет без помощи других. В разных странах существует значительная разница в ставках экологического налога: например, в Швейцарии эти налоги одни из самых высоких, достигая €122 за тонну, тогда как в Польше — одни из самых низких (€0,09). ЕС не имеет централизованной налоговой системы, а значит, не может напрямую контролировать налоги каждой страны.

Однако в случае Европейского Союза есть другой механизм – EU Emission Trading System (ETS), европейская система торговли выбросами. Это не налог, а фактически плата за выбросы в другом формате. Правительство устанавливает общий уровень выбросов, а предприятия могут покупать и продавать разрешения на выбросы внутри этого лимита. Если у одной компании остались "лишние" разрешения, она может продать их той, которая выбрасывает больше. Таким образом, рынок сам находит баланс, а компании имеют мотивацию снижать свои выбросы. Доход от этой инициативы поступает в национальные бюджеты, и государства-члены должны использовать его для поддержки проектов, помогающих уменьшить выбросы парниковых газов.

Германия, например, как страна ЕС является участником европейской системы торговли выбросами, и в то же время имеет налог на углерод на уровне государства. Это два разных компонента, которые страна объединяет, чтобы избежать двойного налогообложения для своих резидентов.