Чем мы можем гордиться, не только наш комитет, но и вся Верховная Рада, это долгожданное принятие рамочного закона "Об управлении отходами". Все, кто причастен к этой сфере, знают, насколько сложным было принятие этого закона, его представление, рассмотрение в двух созывах.

Сам закон компромиссен со стороны бизнеса, власти и тех стейкхолдеров, которые были вовлечены в принятие и разработку этого закона. Сейчас мы перешли к разработке секторального законодательства. До 1 декабря мы получим два законопроекта "Об управлении отходами тары и упаковки" и "Об отходах добывающей отрасли". В нашем видении это 2 самых главных законопроекта для развития закона "Об управлении отходами", ведь они закрывают две крупнейшие отрасли, которые есть в сфере управления отходами. Они нуждаются в широком обсуждении.

Я буду просить Европейскую бизнес ассоциацию обращаться к нам с предложениями и видением того, что мы можем урегулировать с учетом европейского опыта и соответствия европейским директивам. Мы хотим провести как можно большую работу по представлению этих законопроектов, их адвокацию и обсуждение, чтобы уменьшить риски неприятия этих законопроектов в экокомитете и на заседании Верховной Рады. Несмотря на то, что мы сдвинули реформу с места, без урегулирования законодательством этих вопросов, без выработки подзаконных нормативных актов, чем сейчас занимается Минприроды, мы не можем двигаться дальше.

Относительно последующих реформ

Ближайшая реформа, которую мы ожидаем, – реформа недропользования. Это законопроект №4187 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о поддержке развития отечественных отраслей недропользования". Этот закон направлен на упрощение доступа инвесторов, дерегуляцию привлечения инвесторов к недропользованию. Мы пересмотрели большинство процессов, сопровождающих получение разрешений, работу с разрешениями, их остановку и аннулирование. Все это мы пересматривали через призму защиты прав инвесторов.

У нас есть задача в этом году принять законопроект в целом. Надеюсь, что уже в следующем году этот законопроект предоставит основания для того, чтобы восстановление Украины после победы и во время военного положения происходило уже по новым правилам в сфере недропользования. Надеюсь, этот законопроект станет на замену Кодекса о недрах в новой редакции.

Мы приняли еще 2 важных закона для всей отрасли промышленной экологии, а именно законопроект №5339 "О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух". Считаю, что нормы, которые заложены в этом законопроекте, достаточно прогрессивны, конструктивны и являются результатом договоренности между государством, общественностью и бизнесом. Также это имплементация Протокола к Оругской конвенции, принятие закона "О Национальном реестре выбросов и переносе загрязнителей". Он имплементирует Директивы, Протокол и вводит новые понятия в части ведения реестра и сбора информации, распоряжения этой информацией, доступа к информации в сфере возникновения и переноса загрязнителей. Этот законопроект свидетельствует о том, что мы двигаемся в европейском направлении в части сбора и открытия информации должным образом.

Надеюсь, что как только органы власти наработают соответствующий блок нормативного регулирования, мы приступим к присоединению этого реестра к Европейскому реестру выбросов и переносу загрязнителей, чтобы информация была сквозной для всего ЕС. Это позволило снять очередной барьер между странами.

У нас есть огромное количество законопроектов, требующих внесения в Верховную Раду обсуждения. К сожалению, мы немного приостановились в обсуждении законопроекта "Об экологическом контроле", на что повлияло начало военных действий и отсутствие экологического контроля через мораторий на проведение проверок. Мы будем переосмысливать экологический контроль. Законопроект №3091, который сейчас находится на рассмотрении во втором чтении, мы будем коренным образом перерабатывать. Сейчас работаем над концепцией осуществления экологического контроля. Мы не можем создать очередного монстра и игрушку в руках коррупционных представителей экологического контроля.

Не может быть дерегуляция ради дерегуляции, должна быть дерегуляция ради реформ как составляющая реформы. В любом случае, когда мы осуществляем дерегуляцию, мы должны закладывать противовес, то есть если мы осуществляем дерегуляцию – должны четко осознавать, каким механизмом мы компенсируем эти меры.