Пока наше государство остается наблюдателем, каждый субъект хозяйствования находится наедине с проблемами, о которых знают все, но решают единицы.

  • Отсутствует четкое распределение функций управления водной сферой.

Функция управления водным ресурсом теоретически принадлежит Государственному агентству водных ресурсов. Однако агентство отвечает только за инфраструктуру, то есть управляет одновременно и ресурсом, и водохозяйственной инфраструктурой. Это очевидный конфликт интересов, что вызывает огромные проблемы.

Во время, когда Украина разрабатывает планы управления бассейнами рек, центральный орган власти, ответственный за внедрение этих планов, отсутствует.

  • Не хватает системного управления.

Условный контроль происходит лишь на Днепровском каскаде, но только потому, что там много водопользователей. Они имеют определенный конфликт интересов, поэтому контролируют друг друга. То есть контроль здесь не государственный, а общественный.

Относительно центрального органа государственной власти в водной области единой эффективной модели в мире еще не изобрели. Во многих странах этот вопрос распылен между разными институтами - от охраны окружающей среды до муниципальных услуг.

В Украине ситуация похожа: к водным ресурсам причастны по крайней мере семь государственных институтов национального уровня, но единая стратегия за 30 лет не появилась.

Если правил использования водохранилищ нет, то начинается беспорядок. Для каждого водоема должны быть правила эксплуатации, которые бы предусматривали периодическое проведение "гигиенической процедуры" - санитарного сброса воды.

Люди, которые управляют водной инфраструктурой, часто наглухо перекрывают дамбы, потому что не понимают процессов, происходящих в бассейнах рек. Бассейны становятся локальными водными хуторами с плохими показателями качества воды.

В Украине отсутствует современная система мониторинга и государственного учета водных ресурсов, не известно количество искусственных водных объектов (поверхностных и подземных) и качество воды в них. Объекты не имеют паспортов с указанием целевого назначения водоемов. Когда нет правил, отсутствует и логика в управлении.

  • Государство не определило приоритетность водопользования.

Приоритетность выписана только в правилах эксплуатации каскада Днепровских водохранилищ. Прежде всего - питьевое водоснабжение, а дальше - разные интерпретации относительно того, кто на втором месте: сельское хозяйство, промышленность или энергетика. Ответ зависит от экономической модели региона.

  • Большое количество "теневых" пользователей.

В Украине многие предприятия не оформляют разрешения на специальное водопользование скважинами, все происходит в "тени" - без учета платы за пользование. Это огромная составляющая водной проблематики, ведь мы не знаем, сколько воды используется, и не можем смоделировать последствия.

Обычно "теневые" водопользователи имеют доступ к качественным подземных водам и сбрасывают неочищенные стоки. Здесь вырисовывается еще одна проблема: перевод подземного стока в поверхностный, что ухудшает экологическое состояние бассейна рек и всей территории. Это создает огромную экологическую угрозу.

Нужно учесть, что важнее для общества: дополнительная электроэнергия или дополнительный урожай, полученный благодаря орошению. Это будет способствовать социальному развитию сельских территорий и борьбе с деградацией земель. Здесь должно быть четкое видение и понимание приоритетов относительно будущих рисков.

  • Отсутствие принципа "загрязнитель платит".

Отсутствие фокусировки на рациональном использовании воды и соблюдении четкого экономического принципа: если вы загрязнили водный ресурс, то должны за это заплатить, а полученные средства пойдут на воспроизводство водных ресурсов.

  • Отсутствие компетентных специалистов в отрасли.

К проектированию современных водопроводных и канализационных очистных сооружений украинцев лучше не допускать, они не имеют опыта, признают эксперты.

Из-за экономически необоснованных тарифов водоканалам постоянно не хватает денег даже на текущие расходы - реагенты, электроэнергию, зарплаты.

Нечего и говорить о привлечении высокооплачиваемых профессионалов, которых в стране мало. Из-за упадка системы образования проблему институциональной несостоятельности не решат даже имеющиеся средства и технологии.

  • Отсутствие институциональной поддержки и бюрократия.

В украинских инфраструктурных проектах слишком много подписантов. Постоянные кадровые изменения в министерствах вызывают хроническое задержание платежей. Чтобы документы проходили быстрее, нужен один состав специалистов: директор, группа управления проектами, министр развития общин и территорий, министр финансов.

Если назначили нового человека, приходится заходить на новый круг согласования документов. Пока документы согласуются, средства не выделяются и работы на объектах прекращаются. Потеря времени приводит к потере денег.

Именно поэтому за пять лет Украина освоила лишь 29% средств из 350 млн долл. При этом инфраструктура деградирует в десятки раз быстрее, чем обновляется. Изношенность городской инфраструктуры - одна из самых больших проблем, поэтому кредиты должны проходить быстрее и превращаться в воплощенные проекты.

  • Проблемы централизованного водоснабжения и водоотведения.

Только 69% населения имеют доступ к централизованному водоснабжению и 48% - к водоотведению. Привозную воду пьют 270 тысяч человек в девяти областях.

Система очистки питьевой воды нуждается в совершенствовании. В аварийном состоянии находятся 35% водопроводных сетей и 38% сетей водоотведения. Почти 30% насосных агрегатов на насосных станциях требуют замены.

Из-за этого уровень потерь и неучтенных расходов питьевой воды в среднем по Украине составляет 36%. Устаревшие технологии и оборудование в системах водоотведения и очистки сточных вод очень энергоемкие.

  • Отсутствует действенная система природоохранного контроля.

Около 80% промышленных предприятий в Украине не имеют локальных очистных сооружений. Многие предприятия не имеют ни системы экологической безопасности, ни экологических международных сертификатов и безнаказанно сбрасывают в канализацию жиры, отработанные нефтепродукты, мусор, грунт, абразивные порошки.

Иногда это приводит к остановке работы канализационных насосных станций. Наибольшую угрозу представляют залповые сбросы, которые разрушают систему. Они происходят преимущественно ночью, поэтому их трудно отследить. Из-за засорения коллекторов на поверхность выливаются стоки, содержащие опасные вещества.

  • Отсутствует механизм стимулирования модернизации очистных сооружений.

Для финансирования модернизации очистных сооружений следует внедрять инструменты воздействия в соответствии с вредом, причиненным окружающей среде и здоровью населения. Суть экологических налогов не фискальная - они должны поощрять к изменениям. Вот и ответ на вопрос, где взять средства на экологическую модернизацию предприятий.

Это даст возможность финансировать длительные дорогостоящие проекты как для государственных и коммунальных, так и для частных предприятий, не ограничиваясь бюджетным годом и привлекать иностранные инвестиции в экологическую сферу.

Мы имеем наследие советской индустриальной системы, изношенность основных фондов, загрязнение источников водоснабжения, катастрофическую нехватку кадров, не способных проводить изменения. В то же время мы имеем и возможности: новейшие технологии, финансы и способность объединяться, когда осознаем значимость вызовов.

Государству время перейти от роли наблюдателя к активному участнику процесса. Эффектом будет спасенный главный ресурс - вода, а также рост ВВП, экономики в целом и, конечно, качественная окружающая среда. Действовать нужно уже сейчас, ведь мы познаем ценность воды лишь тогда, когда источник пересыхает.