Основным принципом успеха европейских стран в сфере защиты окружающей среды является сотрудничество как на институциональном уровне, то есть между различными органами государственной власти, с полицией, а также сотрудничество с неправительственными организациями и с бизнесом.
Кроме этого, стоит отметить другие особенности, которые следует учесть при реформе государственного экологического контроля в Украине.
- ни одна из проанализированных экоинспекций не имеет правоохранительного статуса, а ориентирована на взаимодействие с этими органами;
- все результаты проверок являются публичными и регулярно выкладываются в открытый доступ на сайте инспекций;
- экоинспекторам выдвигают четкие квалификационные требования, а также полномочия;
- контроль за субъектами хозяйствования и за природными территориями осуществляется разными органами. В Украине, 80% уголовных правонарушений в сфере окружающей среды связаны именно с незаконным использованием природных ресурсов (лесные рубки, браконьерство, добыча полезных ископаемых), и именно они, как отмечает Госэкоинспекция, наносят больше всего ущерба государству. Поэтому, предлагаем оставить контроль за предприятиями в сфере действия действующего законодательства и способствовать развитию природоохранной функции экоинспекции;
- компании имеют право получить предупреждение и время на исправление. В Украине же пока такой подход является субъективным и существует скорее как исключение, применяемое по своему усмотрению инспектора.
- компании имеют возможность административного обжалования решений инспектора, прежде чем обращаться в суд. В Украине таким арбитром может выступить, например, Государственная регуляторная служба.
Надеемся, голос бизнеса будет услышан и в Украине таки появится эффективный орган государственного экологического контроля.