Чтобы с максимальной пользой провести консультации в период до июня, нужно четкое видение национального экономического интереса Украины относительно CBAM, которое, конечно, должно опираться на позицию бизнеса, прежде всего экспортеров.

Больше решительности

Однако самое важное — нужно быть готовыми вести энергичный диалог с ЕС по сильной позиции и иметь интеллектуальную и профессиональную смелость, если это необходимо, выступать против, критиковать, искать рычаги воздействия.

Конечно, никто не призывает ставить нереалистичные цели или переоценивать возможности Украины, однако в связи есть вещи, которые следует делать уже сейчас:

1) Сверить свои часы или скорее позиции с США, Турцией, а также с другими странами, которые критикуют CBAM во Всемирной торговой организации (ВТО).

2) На всякий случай подготовить юридическое заключение о возможности оспаривания применения CBAM к украинскому экспорту в рамках механизма урегулирования споров Соглашения об ассоциации Украина-ЕС;

3) Поощрять диалог украинских экспортеров со смежными секторами промышленности в ЕС (downstream industries), индустриями-потребителями украинского экспорта, которые могут быть обеспокоены возможными негативными последствиями CBAM для цепочек поставок, например, стали. Надо искать их голоса в поддержку смягчения CBAM для Украины, брать на вооружение их аргументы.

4) Было бы ошибочным проводить консультации только с Гендиректоратом (ГД) "Таможня и налогообложения" Европейской Комиссии, которая является, условно говоря, "на строительстве" законопроекта о CBAM. Аналогичные консультации следует вести с ГД "Торговля", а также ГД "Европейская политика соседства и переговорах по расширению" (NEAR), который отвечает за политические отношения с Украиной, и Европейской службой внешних дел, которую возглавляет Жосеп Боррель.

5) Нужно активно вести диалог со странами ЕС, которые известны своей поддержкой принципов свободной торговли и обеспокоены последствиями CBAM для торговых позиций ЕС.

Для реализации такой амбициозной программы важно максимально активно привлекать к работе нашу сеть дипломатических иностранных учреждений, в частности Представительство Украины при ЕС и посольства в ключевых странах.

Бесспорно, наши возможности прямо повлиять на законопроект с учетом украинских интересов — ограничены. Однако программой-минимум на этом важном этапе должна стать цель, чтобы Еврокомиссия четко информировала, какие опции будут предусмотрены в законопроекте CBAM для того, чтобы адаптировать его внедрения в украинский кейс. Также необходимо достигать договоренностей, чтобы сторона ЕС брала на себя соответствующие политические обязательства. В идеале на следующем саммите Украина-ЕС, который пройдет осенью этого года, надо достичь договоренностей о том, как эти опции могут быть доступными для Украины.

Вопросы, которые стоит задавать европейцам уже сейчас:

  1. Каким образом будет обеспечено соответствие CBAM таким принципам ВТО, как недискриминация (в виде импортного тарифа), национальное поведение (в виде внутреннего налога или обязательства покупать квоты из пула, связанного с Европейской системой торговли выбросами, ЕСТВ), соответствие антисубсидийным нормам ВТО (выглядит сомнительным в свете призывов отдельных европейских производителей сохранить доступ к бесплатным квотам на выбросы в ЕСТВ, прямых субсидий производителям в виде European Innovation Fund) и др.
  2. Каким образом механизм будет учитывать принцип дифференцированных национальных обстоятельств Парижского климатического соглашения? И здесь нужно не стесняться громко говорить об уникальном положении Украины, которая занимает первенство в Европе по собственному взносу сокращение парниковых выбросов, в т.ч. на душу населения. Особенно если это первенство было получено болезненным путем экономического спада во время 1990-го, оккупации Донбасса и Крыма. Каким образом отсутствие фактически значительных различий в климатических амбициях Украины и ЕС будет учтено в формуле CBAM для Украины?
  3. Какие неотложные законодательные шаги должна осуществить Украина, чтобы облегчить для ЕС процесс учета баланса выбросов Украины в калькуляции CBAM как пула квот для импортеров? Речь идет прежде всего о так называемой системе мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов и внедрении национальной системы торговли квотами. Нам надо вовремя синхронизировать эти два законодательные процессы.
  4. Есть ли возможности дополнительной, целевой, не теоретической финансовой поддержки Украины для технологического переоснащения украинских производителей, чтобы последние были в равных условиях со своими европейскими конкурентами? Другими словами, может ли Украина рассчитывать на что-то вроде Инновационного фонда Украина-ЕС, или программы в рамках "Восточного партнерства".