Трудно поспорить с этими фактами. Но, как выяснилось, можно первым оправдывать второе и третье. И это происходит во всех сферах, но я хочу поговорить о сфере защиты окружающей среды, не только потому, что это то, чем я занимаюсь, но и потому, что она сквозная.
А что касается схем, то речь не только и не столько о фактических финансовых махинациях, но и о предпосылках для них, в случае нарушения основных мер предосторожности. О трех базовых принципах Оргушской Конвенции доступ к экологической информации, участие общественности в принятии решений государством и доступ общественности к правосудию.
Объясню. Если вы не имеете доступа к экологической информации (защищенной Конституцией Украины и упомянутой Оргушской Конвенцией), то не можете реализовать право на участие в принятии решения разными органами власти, и с остальными защитить нарушенные экологические права.
С начала войны экологическая информация, не представляющая угрозы безопасности страны, почти одновременно была закрыта. Например, данные о качестве воздуха различными ОМС или радиационные данные атомных станций или лесорубные билеты. Трудно поспорить с утверждением, что информация о деревьях до вырубки или уровне радиации не может помочь врагу в его воровствах. Но очевидно, что экологические данные могут спасти жизнь сотням тысяч людей, если она своевременна и доступна. Например, в случае техногенной аварии в результате военных действий.
Казалось бы, также очевидно, что ни один приказ или распоряжение органов власти не могут изменить права, закрепленного Конституцией. Но нет.
Мы видим и слышим, что данные закрыты/недоступны, а доступ и участие общественности должны быть ограничены, потому что война.
К примеру, бизнес ассоциация предлагает лишить общественность участия в процедуре ОВД именно ссылаясь на войну. Помните, благодаря участию в этой процедуре мы заставили ДТЭК экологизировать Приднепровскую ТЭС? А теперь экологически безопасная деятельность как бы не ко времени.
Мнение, которое с первых дней войны живет в моей голове, что принципиальное отличие Украины от РФ в первую очередь в развитом гражданском обществе. Именно оно не дает представителям власти двигаться не в ту сторону, а если чиновник забыл, помочь ему уволить место и ответить за свои преступления.
Какую страну мы отстроим, если один из базовых европейских принципов ЕС все больше остается только в громких заявлениях жителей властных кабинетов разных уровней, тогда как на самом деле все делается наоборот?
У меня острое ощущение фальша в этом вопросе. И я считаю, что сейчас задача общественности еще больше следить за действиями власти, быть еще активнее в формировании политик и настаивать на соблюдении трех основных принципов: доступ, участие, защита.
И если вам кто-то говорит, что "это не ко времени, потому что война"/"не расшатывайте лодку"/"критика власти это подыгрывание врагу" и прочие нарративы Орвеллских антиутопий, знайте, что именно такая риторика может завести страну круто не туда.
Будьте внимательны и осторожны, нам страну восстанавливать.