Ввести новый налог для владельцев авто – "утилизационный сбор" – опять предлагают в Государственной экологической инспекции Украины (ГЭИУ). Как объясняют в ГЭИУ, отсутствие разветвленной сети центров для сдачи и обезвреживания старых авто, необходимость доплачивать за их уничтожение не стимулируют водителей утилизировать транспорт по требованиям законодательства. Соответственно, ни владельцам автомобилей, ни утилизаторам как бизнесу это неудобно и невыгодно.
В ГЭИУ считают, что для решения этого вопроса нужно применять механизмы, которые действуют в европейских странах. Например – доплаты автовладельцам при покупке нового авто после надлежащей утилизации старого; взыскание утилизационного сбора после окончания эксплуатации автомобиля; высокие штрафы для тех, кто нарушает нормы утилизации авто; расширенная ответственность автопроизводителя, который должен позаботиться о дальнейшем "обезвреживании" отработанного товара.
Калькирование многих механизмов является утопическими для Украины, и если адаптировать европейские модели, то наиболее жизнеспособным механизмом является расширенная ответственность автопроизводителя и/или импортера, который должен позаботиться о дальнейшем "обезвреживании" отработанного товара. Конечно, это произойдет за счет конечного покупателя.
Профильный Закон "Об утилизации транспортных средств", принятый еще в 2014 году, не решает проблемы: его нормы существуют только на бумаге. Главное – в документе не определено, какие именно автомобили подлежат рециклингу. В нем не прописано требований ни к возрасту транспорта, ни к его техническому состоянию. Что тогда утилизировать?! А главное – закон только декларирует необходимость правильного обращения со старыми транспортными средствами, не обязывая граждан сдавать использованное авто на квалифицированную "санацию". Следовательно, нет и механизмов привлечения к ответственности за неправильное обращение с автохламом: зачем нужен целый закон об утилизации старых автомобилей, если фактически дело это – сугубо добровольное?
В "Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года" отработанные автомобили вообще не рассматриваются как отходы. Там говорится только о "батареях и аккумуляторах". Поэтому нет и механизма обращения с отработанными транспортными средствами. В законопроекте "Об управлении отходами" старые авто не квалифицируются как отдельный вид отходов, поэтому и не предвидится четких механизмов финансирования работ по их утилизации. Итак, никто не будет нести ответственность и контролировать эти процессы.
Между тем есть довольно эффективные модели переработки и утилизации автохлама. В повторное использование пускаются материалы, которые могут быть использованы в автоиндустрии, например, для ремонта автомобилей определенного производителя. Отсортировуются элементы электроники и прочее. Опасные отходы – едут на утилизацию в лицензированное предприятие. Другие безопасные отходы утилизируются в соответствии с нынешними требованиями законодательства – едут на промышленный полигон. Конечно, должны были ехать на переработку, но этого пока в стране нет. То есть автомобильное средство подпадает под иерархию обращения с отходами, как и любой другой товар в соответствии с Системой управления отходами.
Введение утилизационного сбора, конечно, приведет к дополнительным затратам со стороны покупателя авто вполне справедливым и логичным. но если мы хотим, чтобы было чисто – должны заплатить за уборку. Чистая окружающая среда, а вместе с тем и качество жизни наших родных – однозначно стоят этого.