Что сделало впечатление:

  1. Это признание, что действующий закон "Про отходы" — это мертвый закон, который настолько устарел, что уже даже не соответствует и не гармонизирован с другими законодательными актами Украины.
  2. Сфера обращения с отходами сегодня - это самостоятельно плывущий корабль, без работающей разрешительной системы (привет великим реформаторам-дерегуляторам). 
  3. Существует информационный вакуум. Статистика берется из средних показателей и устаревших норм.

Инфографики. Интересно, что эти схемы, больше иллюстрируют финансовые потоки, а не потоки отходов и цепочку участников процесса в управлении отходами (от себя, основная задача будущего закона "Про управление отходами" – это реализация механизма принципа "иерархия отходов").

1-й слайд. По мнению замминистра, сортировка отходов – это некая полулегальная деятельность предприятий, работа которых осуществляется без документов и то, что в результате сортировки реализации вторсырья они "еще и получают дополнительные средства"... Не становиться понятно, что не устраивает замминистра – отсутствие контроля денежного потока или сортировка? Но становиться понятно, что это надо срочно менять.

Необходимо отметить, что:

1. Согласно действующему закону "про отходы" захоронение не переработанных отходов — запрещено.

2. Исходя из этого, на данный момент все свалки принимают отходы с нарушением законодательства.

3. Из-за реформы по дерегуляции, не требуется получать специального разрешения на деятельность по сортировке.

Также министерство на сегодняшний день не дает четкого разъяснения, чем именно является "переработка" и можно ли сортировку считать таковой. Поэтому, некоторые муниципалитеты используя данную неопределенность, устанавливает сортировки или пользуются услугами компаний, которые это предлагают. Да и в принципе любая попытка уменьшить количество отходов, поступающих на свалки должна поощряться. И замечание о том, что из-за сортировок, полигоны меньше получают отходов, чем они хотели бы, прозвучало достаточно странно.

Из сказанного, возникает вопрос – какая роль сегодня у министерства в сфере обращения с отходами? Какую политику они реализуют в этой сфере?

2-й слайд. На этой схеме снова демонстрируют денежный поток средств, которые оплачивает население администратору. Финансовый администратор (из доклада не становиться понятно, к какому типу субъекта хозяйствования он принадлежит) распределяет средства между субъектами хозяйствования по перевозке, переработке и захоронению. Это принцип, который был предложен проект законом 2207-2, поданный уже всем известным депутатом Юрченко, и этот же принцип был подложен жесткой критике (можно посмотреть заключение комитетов к проекту). Именно из-за чего, проект закона и застрял между первым и вторым чтением. Ну и снова странный подход, разделение городов по количеству населения. Это создает исключения из правил (сколько в Украине городов с населением больше 500 тысяч?) и этому исключению уж слишком много внимания уделяет министерство, Вам не кажется?

Если посмотреть по сути — разницы между первым и вторым слайдом, нет. В одном средства от населения получает перевозчик — субъект хозяйствования (исполнитель услуг), а в другом администратор — субъект хозяйствования (исполнитель услуг). Разница между этими субъектами – через чьи "руки" будут проходить средства от населения. Хотя в целом – подход к самой системе остается старый.

"Хаос", о котором говорил замминистра, решается не путем перераспределения средств, а реализацией основного механизма – принципа "иерархии отходов". К сожалению, в выступлении я этого не услышал. Не услышал, что делать с другими сопутствующими отходами, которые образовываются в муниципалитетах и которые не регулируются расширенной ответственностью производителя. РОП это только вспомогательный инструмент при реализации принципа "иерархии отходов". Вот что гласит Директива 2008/75/ЕС:

законодавстві та політиці із запобігання утворенню відходів та управління ними у першочерговому порядку слід застосовувати таку ієрархію відходів: запобігання; підготовка до повторного використання; перероблення; інша утилізація, така як відновлення енергії; видалення".

Ну и самое главное – ничего о контроле и ответственности. Две самые слабые стороны системы обращения с отходами в Украине. И пока они отсутствуют, любые попытки реформировать систему, даже под видом европейских ценностей, приведут в итоге к нулевому результату.