Так, "Европейский зеленый курс" в аграрной части ссылается на обновленную стратегию "От фермы до вилки", в украинской интерпретации — "От поля к столу". К 2030 году эта стратегия предусматривает такие важные и сложные пункты:

  • сокращение использования опасных пестицидов на 50%;
  • сокращение использования антибиотиков в животноводстве на 50%;
  • расширение доли органического производства до 25% от общего производства;
  • уменьшение использования удобрений на 20%.

Буквально несколько цифр для понимания, в какой системе координат находится Украина по сравнению с ЕС и США. Например, урожайность кукурузы в Украине составляет 7,8 т/га, в то время как в США — 11,8 т/га, а в ЕС — 8,4 т/га. Это означает, что производительность аграрного производства можно экстраполировать на другие виды продукции, там примерно аналогичная ситуация. Производительность аграрного производства в Украине от 10% до 50% ниже, чем в тех странах, которые мы воспринимаем как определенные ориентиры. Что касается использования аграрных ресурсов. Если мы говорим о азоте, то Украина вносит (в среднем) 42 кг/га, США — 73 кг/га, ЕС — 90 кг/га. Если говорить об использовании пестицидов, то Украина — 0,75 кг/га, США — 2,5 кг/га, ЕС — 3,1 кг/га.

Итак, мы имеем ситуацию, когда у нас производительность до 50% ниже, а использование ресурсов — в 2-3 раза меньше. А это значит, что на сегодня, в части экологической нагрузки на окружающую среду, я думаю, что аграрный сектор Украины выглядит довольно неплохо. Судя по этому, нужно сформировать свою национальную позицию. Убежден, что разработка украинского законодательства в рамках имплементации норм "Европейского зеленого курса" должна учитывать:

  • состояние текущего развития аграрной отрасли (как и всех других отраслей экономики, которых это может касаться) и, очевидно, предусматривать переходные этапы;
  • уровень готовности украинских производителей и соответствующие программы государственной поддержки для тех, кому она действительно нужна;
  • определенных ответственных лиц в органах власти, которые на практике разбираются в нужных и действенных механизмах и инструментах реализации мероприятий в рамках "Европейского зеленого курса", а также приглашенных специалистов с ЕС, которые непосредственно занимались или продолжают заниматься совершенствованием законодательства ЕС в рамках "Европейского зеленого курса".

Такая политика означает перспективу радикального обновления законодательства евроинтеграционных законов о перечне зарегистрированных препаратов до 2030 года. Чтобы не оказаться на обочине, Украина должна предоставить такую ​​возможность, в частности из-за принятия во втором чтении законопроекта №2289, который разблокирует регистрацию новых препаратов. Подобной будет и политика в части контроля антибиотиков в животноводстве, законов в сфере безопасности пищевых продуктов. Здесь пригодится одобренный недавно Верховной Радой закон о благополучии животных, который адаптирует законодательство в этой сфере к европейскому. Пока не ясно, будет ли показатель доли органического производства влиять на торговлю с ЕС. Скорее всего, это перспектива не ближайшего будущего.

Для сравнения, в рамках реализации "Европейского зеленого курса" Европарламент решил, что отныне 30% прямых дотаций фермерам будут направлены на экологические программы. Чтобы получить эту долю дотаций, фермеры должны перестроить свою модель бизнеса и минимизировать вред для экологии. Еще 35% аграрного бюджета в ЕС направлены на сохранение окружающей среды на сельских территориях. 10% от всех земель сельскохозяйственного назначения европейские парламентарии предлагают перепрофилировать под зеленые насаждения, небольшие водоемы и тому подобное. То есть эта земля уже не будет использоваться в агропроизводстве. И за каждым таким решением стоят многомиллионные инвестиции в модернизацию. Всего же за 7 лет Евросоюз вложит в свой агропром 387 млрд евро. Для сравнения, в Украине вся господдержка АПК — 4 млрд грн на 2021 год.

При этом необходимы отечественному АПК инвестиции в рамках внедрения "Европейского зеленого курса":

  • 2,6 млрд евро — для устойчивого управления (мониторинга) почвами;
  • 1,4 млрд евро — для устойчивого управления (мониторинга) гноем;
  • 600 млн евро — для управления лесными полосами (сейчас в кадастре информации нет)
  • 2,2 млрд евро — для уменьшения использования ископаемого топлива с/х техникой.

С точки зрения реализации "Европейского зеленого курса" в агропромышленном секторе, пока больше дискуссионных вопросов как раз в контексте роли государства. Прежде всего — это полноценное (!) восстановление работы Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Уже март 2021 года, а юридически министерства нет. Более того, ключевые фундаментальные функции "отобраны": вопреки принятым евроинтеграционным законам (в частности, во исполнение статьи 64 Соглашения об ассоциации Украины и ЕС о санитарных и фитосанитарных мерах по охране животных, в частности определенных в Приложении 5 к Соглашению), вопреки чрезвычайно успешной результативной работе по продвижению продукции украинских сельскохозяйственных производителей в странах ЕС молочные продукты, мясо птицы, яйца, рыбные продукты, мед и тому подобное; наконец, вопреки здравому смыслу и в угоду собственным интересам Минэкономики "отжали" Госпотребслужбу.

Более того, сейчас: происходит реанимация Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) "под прикрытием ковида", ликвидация которой состоялась в 2017 году во избежание коррупционных рисков и была положительно воспринята как частным бизнесом, так и международными партнерами; равнодушие КМУ и бездействие правоохранительных органов о хищении 800 млн долларов кредита (с 1,5 млрд долл.) в Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ) — в одной из крупнейших агропредприятий страны, и сокрытие ее потенциального банкротства уже осенью этого года, ляжет финансовым бременем на всех украинцев.

В итоге, вместо регулятора, который будет определять стратегию аграрной политики на десятилетия, в т.ч. и осуществления контроля за реализацией мероприятий в рамках "Европейского зеленого курса", агросектор получил де-факто Министерство земли и распределения дотаций АПК раз в год.

Кстати, по поводу дотаций. В последние годы мы их распределяем по принципу "никого не обидеть, всем понемногу". Без всякого экономического обоснования или инвестиционной составляющей такой государственной поддержки агросектора, а значит и без качественного развития отрасли в будущем.

Поэтому я убежден, что именно украинские агропроизводители более готовы как субъекты хозяйствования (в частности технологически), чем государство Украина в лице некоторых органов власти, у которых скорее интересы текущие. Поэтому нужна работа по сотрудничеству в диалоге агробизнеса и государственных органов. Ведь в таких вопросах от чиновников нужны взвешенные стратегические государственные решения, без которых внедрение "Европейского зеленого курса" точно не состоится в интересах украинского аграрного сектора.