Теперь есть возможность сравнить то, что описал я в колонке, и то, что есть в сравнительной таблице законопроекта, которую собственноручно подписал Мариковский.

Основными изменениями в законопроекте, которые делают его полностью непригодным, это:

  • лишение полномочий ОМС и Минрегиона в управление отходами и передача этих полномочий в НКРЭКУ. Часть поправок подал сам Мариковский, другую часть он предлагает как предложение подкомитета (об этом говорится на с. 277-281 сравнительной таблицы)
  • убийство РОП — расширенной ответственности производителя за введение "формального" договора страхования или банковской гарантии для бизнеса (об этом говорится в предложении подкомитета на с. 188);
  • сохранение имеющегося "черного" рынка металлолома путем изъятия его из-под действия закона, противоречащего директивам (предложение подкомитета на с. 98);
  • "финансовые гири" по рекультивации полигонов только за государственные средства, в частности за счет экологического налога, что не согласовано Минфином (предложение подкомитета на с. 418);
  • закупка услуг на операции с отходами в соответствии с ЗУ "О публичных закупках", которые в основном учитывают только ценовые, а не качественные критерии, что может привести к тому, что победители-мошенники без перерабатывающих мощностей и за низкие цены смогут отходы только вывозить в лес, что мы и наблюдаем по всей стране сегодня (предложение подкомитета на с. 356-357)
  • "коррупционная заточка", которая предоставляет Администратору местной системы управления отходами, что является коммунальным предприятием, проводить не только расчеты с компаниями, но и конкурсы на определение победителей по предоставлению услуг по управлению отходами. Это автоматически создает коррупционные риски и наделяет коммунальное предприятие чрезмерной властью (предложение подкомитета на с. 356-357).

Мы увидели рабочий проект почти 800 страниц. Переписано фактически все — даже название законопроекта, к каждой статье предлагается новая правка подкомитета!

Преобразование "черновика Мариковского" в закон в таком виде приведет к углублению проблем в сфере отходов, "заморозит" создание механизмов расширенной ответственности производителя для ОМС, положит на органы местного самоуправления и государственный бюджет неподъемные обязательства по рекультивации тысяч полигонов без возможности привлечения дополнительного финансирования, сделает органы местного самоуправления заложниками "тарифных сеток" НКРЭКУ, а еще — сохранит теневой рынок металлолома на 16 млрд грн в год и создаст новую коррупционную схему в этой сфере.

Но больше похоже это не на просто разные позиции и видения, а просто на саботаж, потому что упомянутые участники никогда не согласятся с такими предложениями, а некоторые эксперты откровенно называют закон "непроходным".

Последний год мы слышали, что министр Роман Абрамовский будто мешал закону, а теперь получается, что мешает весь профильный комитет во главе с Олегом Бондаренко? Это тоже было предсказуемо и, по моему мнению, является одной из тактик саботажа. Открытым остается вопрос: кто и как заказал этот саботаж и увидим ли мы привлечения этих людей к ответственности?

Жаль, что законодатели затягивают и "сливают" реформу управления отходов, которая в Европе длится 30 лет, а у нас никак не начнется.