Конкретные игроки оказывают большое влияние на чиновников, думаю, они дотируют и удерживают целые отделы в КГГА. Лобби настолько мощный, что он проникает во все нужные кабинеты. В этом коррупция, ведь тот, кто формирует денежный фонд, диктует свои условия и правила.

У нас хоть и невысокий тариф на услугу обращения с отходами, но по Киеву даже примерно, люди платят более миллиарда гривен в год. Город как раз определяет конкурсные условия, проводит конкурс, определяет победителей, те компании, которые ему интересны. Нужен большой перевозчик, привлекут его, нужен, условно говоря, кум – привлекут кума. Когда у власти есть возможность выбрать нужную себе компанию, она будет ее выбирать.

Вторая причина, почему у нас все так плохо, это влияние опять же людей с деньгами на законодательную ветвь власти. Оно существует и оно велико. Влияют на тех, кто имеет отношение к мусорной реформе, на депутатов. На главу комитета, на членов комитета. И на меня была одна небольшая попытка оказать влияние, один человек хотел, чтобы хорошо прошли определенные поправки к закону. Я сказал: "Подаете, что считаете нужным, а я верифицирую, нужно ли это гражданам. Иначе через меня не получится".

Оказывать влияние на депутатов стараются не обязательно из-за подкупа. Могут быть разные сложные и запутанные политические истории, когда на первый взгляд не очевидно, почему депутат принимает ту модель закона, которую он сам не понимает. Важна информационная составляющая – распускание сплетен, формирование экспертного мнения в закрытых кругах. Многие уже опасаются темы отходов, мол, там так все запутано, что лучше туда вообще не сунуться.

Еще одна причина – люди и город не имеют стимулов что-то менять. Вот вы живете в Киеве, вам сухо, комфортно, тепло, свет есть, интернет есть, ваш мусор убирают и вас не смущает, что там за городом какие-то отходы складывают на какой-то полигон. И пока тема мусора не выстрелит, достаточно внимания к этому ни у кого не будет.

А у предпринимателей, желающих инвестировать в переработку, баланс не сходится. Если поднять тариф для населения, экономика будет у переработчиков. Но из-за политической нецелесообразности власти этого не будут делать. Захоронение отходов очень дешевое, его стоимость стимулирует захоронить и дальше, а не создавать переработку. Поэтому будут переносить сроки эксплуатации полигонов и свалок. Да и деньги легче всего "спрятать" на полигоне. И вся та коррупционная цепь, которую я описал, она красиво существует именно в таких реалиях.

Эти реалии может изменить новый закон. В прошлом созыве ВР война между так называемыми упаковщиками (производителями товаров в упаковке) и полигонщиками (владельцами и операторами мусорных полигонов) привела к тому, что с рамочным законом по отходам ничего не вышло. После того, как в 2020 году его проголосовали в первом чтении, я принялся продолжать этот закон. После длительной доработки я передал проект председателю Комитета ВР по вопросам экологической политики Олегу Бондаренко и где он находится сейчас, мне неизвестно.