В Берлине 11-12 июня состоялась Международная конференция по вопросам восстановления Украины (Ukraine Recovery Conference). Ее цель – консолидировать поддержку для восстановления, восстановления, реформирования и модернизации нашей страны.

Среди важных обсуждавшихся кроссекторальных вопросов – защита климата и "зеленое" восстановление пострадавших от войны городов.

Актуальность "зеленого" восстановления стремительно возросла – особенно после одобрения Плана Украины для реализации инициативы Европейского Союза Ukraine Facility, предусматривающего восстановление с фокусом на устойчивую, инклюзивную, конкурентоспособную и готовую к будущему экономику по принципу "Восстановить лучше и экологичнее".

Европейские средства привязаны именно к "зеленой" реконструкции. Партнеры побуждают нас, в том числе, проектировать и строить новые здания с учетом европейских норм и прогрессивных технологий.

Это важно не только для соблюдения глобального принципа устойчивого развития, но и для декарбонизации экономики ЕС ( уменьшение выбросов парниковых газов, образующихся в результате человеческой деятельности), к которому идет и Украина.

Более того, после массированных российских ударов по энергетическому сектору страны стала очевидной необходимость децентрализации энергосистемы.

На фоне дефицита электроэнергии важность обеспечения автономности зданий и энергонезависимости на местном уровне выросла в разы.

Кроме того, не позднее 31 декабря 2027 года энергетическая эффективность принимаемых в эксплуатацию зданий должна быть не ниже требований нового для Украины стандарта под названием NZEB (Near-zero energy building – здание с близким к нулевому уровню потребления энергии), который уже обязателен для всех новых зданий в странах ЕС с 2020 года.

Это означает, что здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы иметь высокие энергетические показатели и очень низкие потребности в энергии, частично покрываемые за счет возобновляемых источников, расположенных на территории здания и вблизи нее.

Это решение будет способствовать уменьшению выбросов углерода и обеспечит более устойчивое развитие украинской инфраструктуры.

Однако для успешной реализации этого плана необходимо решить несколько важных вопросов, таких как финансирование, разработка технических стандартов и подготовка квалифицированных кадров.

Поэтому уже сейчас нужно привлекать правительство, представителей местных властей, архитекторов и строительный сектор для разработки и реализации проектов по развитию энергоэффективности зданий.

Это позволит избежать в будущем дорогостоящей термомодернизации объектов, построенных по устаревшим стандартам.

Два сценария "зеленого" восстановления: пример Бучи

Согласно с исследованием компании Berlin Economics в партнерстве с ОО "Экодия", стоимость восстановления поврежденного жилищного фонда Бучи до того же уровня, который был до вторжения, оценивается в €106 млн.

Большинство проектов восстановления в 2022 году осуществлялось именно по принципу "отстроить как было", ведь люди стремились как можно быстрее вернуться обратно в свои дома.

При этом "зеленое" восстановление жилого сектора по современным стандартам – это более сложный и дорогой путь, по которому пошли немногие жители.

Согласно оценке Berlin Economics, энергоэффективное восстановление может происходить в Буче по двум сценариям в зависимости от наличия инвестиций. Вот эти два сценария:

Сценарий 1 "Минимальные требования". Предусматривает модернизацию всех поврежденных зданий до нынешних украинских норм — то есть стандарты энергоэффективности зданий классов D и C. Для этого понадобятся дополнительные €108 млн инвестиций.

Сценарий 2 "Near Zero". Предусматривает соблюдение требований класса энергоэффективности с использованием возобновляемых источников энергии. Потребуется дополнительных инвестиций в размере €212 млн.

Следовательно, общая стоимость энергоэффективного восстановления поврежденных зданий города колеблется от €214 до 318 млн. Это огромная сумма – неподъемная для большинства городов Украины.

Но восстановление предполагает привлечение инвестиций, поэтому в инвестиционные предложения следует включать более высокие стандарты хотя бы из-за выгод, которые от их внедрения могут получить муниципалитеты.

Экономические преимущества "зеленого" восстановления жилого сектора Бучи:

  • Повышение энергоэффективности при модернизации до Near Zero позволит экономить до 74% энергии по сравнению с базовым сценарием. Это означает меньше платежей за коммунальные услуги для жителей.
  • Годовая экономия природного газа будет достигать более 14 млн кубометров, а выбросы CO2 снизятся на 31 тысячу тонн в год.
  • "Зеленая" реконструкция позволит создать от 350 до 690 рабочих мест на локальном уровне, что очень важно для поддержки местной экономики.

Каждый проект восстановления имеет свои особенности, и для каждого требуется отдельный подход к оценке рисков и сроков окупаемости. Однако исследование дает общие оценки сроков окупаемости инвестиций в энергоэффективность.

К примеру, при низких ценах на энергоносители, искусственно контролируемых государством, средние сроки окупаемости модернизации колеблются от 27 до 33 лет. Это означает, что для достижения выгодных сроков окупаемости строительства по экологическим стандартам требуется финансовая поддержка. 

При условиях, когда цены на энергоносители будут приведены к рыночным стандартам и будут покрывать затраты, периоды окупаемости сокращаются до 15 лет для минимальной модернизации и 19 лет для модернизации по стандарту Near Zero.

Где брать деньги

Помощь международных партнеров. Украина уже создала условия для восстановления инфраструктуры при поддержке международных партнеров и программ различных организаций, таких как NEFCO, Фонд энергоэффективности, Европейский инвестиционный банк и другие.

Эти программы чрезвычайно важны для того, чтобы восстановление происходило уже сегодня. Вместе с тем, они пока не решают вопроса полноценного восстановления по современным стандартам ЕС и быстрого масштабирования таких проектов.

Софинансирование. К примеру, в 2023 году в Киеве на крыше многоэтажки за собственные средства ОСМД установило гибридную солнечную электростанцию мощностью 15 кВт и аккумуляторы на 30 кВт*ч.

В будущем при участии в городской программе "70 на 30" жители планируют увеличить мощность станции до 30 кВт и установить тепловой насос для нагрева горячей воды для всего дома.

А совсем недавно, в мае 2024 года, стартовала новая программа "ГринДОМ" от Фонда энергоэффективности, которая предусматривает частичную компенсацию для ОСМД и жилищно-строительных кооперативов на установку тепловых насосов и солнечных панелей.

Частные инвестиции. В то же время, все более очевидной становится важность создания благоприятной нормативно-правовой базы и финансовых стимулов для бизнеса, чтобы привлекать частные инвестиции.

К примеру, инструмент энергосервиса, суть которого в том, что энергосервисные компании (ЭСКО — energy service company) за свой счет внедряют проекты по энергоэффективности (и потенциально возобновляемой энергетики) в зданиях бюджетных учреждений и получают прибыль по контракту благодаря экономии средств на энергоресурсах.

Хотя этот инструмент не получил широкой популярности из-за высоких рисков и недостаточного урегулирования отношений между ЭСКО-инвестором и совладельцами многоквартирного дома, благодаря ему был осуществлен ряд проектов по модернизации зданий бюджетной сферы.

Льготные кредиты для бизнеса. Также можно перенять опыт Германии и рассмотреть возможность внедрения льготных кредитов для строительных компаний, выбирающих строительство именно по самым высоким стандартам (или компенсации части средств).

Что важно, исследование о восстановлении поврежденного жилищного фонда Бучи также подчеркивает неотложную потребность в реформе тарифов на электроэнергию, газ и теплоснабжение, чтобы они отражали реальные расходы.

А замена субсидий на адресную поддержку для уязвимых групп уменьшит финансовую нагрузку на государственный и местные бюджеты. Это сделает инвестиции в энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии более привлекательными финансово.

Разработка новых законов, предоставление финансовой поддержки для использования энергоэффективных технологий, обучение специалистов – это действенные шаги к "зеленому" восстановлению украинских городов, которые мы должны сделать уже сейчас.

Ведь инвестируя в энергоэффективность зданий, мы сможем снизить затраты на их эксплуатацию в будущем, избежать дополнительных затрат на модернизацию и укрепить инфраструктуру страны.